Основной идеал для Хабермаса – это социальное равенство. Он надеется на то, что оно будет получено за счет развития образования. (Стабильный капитализм в развитии правового государства и общества).Необходимо не допускать революций, сбивая накал путем публичных дискуссий, постепенно переходя к желательному состязанию.
С идеологией необходимо покончить. Хабермас выступает за социальное согласие. Многие обвиняют его в двойственности позиций. Ему свойственна теория языковых игр, «он играет в нравственность» - так утверждают о нем критики.
«Теория коммуникативного действия» включает в себя:
ü Концепцию человека, 3 познавательных интереса личности (технический, практический (реализуется в общении), эмансипационный, направленный на освобождение от государственного диктата, на свободу и независимость положения (реализуется в политике).
ü Науки в обществе должны быть особыми. Все они делятся на 3 группы: - естественные, - гуманитарные, - критические (социология и др). В этой позиции Хабермас схож с Контом. Наука должна конструктивно обрабатывать фактический материал.
ü Хабермас выдвигает понятие системного мира (
отношение людей на экономическом рынке и внутри государственных институтов) и жизненного мира (
Включающего службу, работу, не обязательно связанную с экономическим рынком; также в него входят семья, дружба, любовь и т.п.). В современных условиях системный мир грозит миру жизненному разрушением. Необходим баланс между мирами, который достижим – рациональностью. Умение общаться должно прейти в системный мир.
Хабермас выделяет 5 этапов мышления (близость с Контом):
1. мифологический этап (отождествление «Я» и мира)
2. Космологический этап (отделение человека от мира)
3. Религиозный этап (нахождение образца)
4. Метафизический (Жизнь и мышление в соответствии с собственной конструкцией).
5. Современный этап (Умение человека увидеть конфликт между способами восприятия мира).