После 2 мировой войны возникла проблема роста и развития социологического знания. Ряд авторов вышел с критикой всех парадигм социологии, с обвинением в однобокости и субъективности. Сторонники интерпретивной парадигмы попытались соединить исследование общества с помощью институтов с исследованиями, отталкивающимися от поведенческой стороны индивидов. Как следствие возникло и название – «объединительная парадигма». Э. Гидденс является ее наиболее видным представителем. В своих работах «Конструирование общества», «Последствия современности», «Модерн и самоидентичность» Гидденс проводит мысль о том, что современное общество чрезвычайно сильно отличается от других, а человек в нем имеет специфические особенности. Гидденс выделил черты современного общества:
ü Выросшая скорость изменений
ü Глобальность изменений
ü Появление новых форм развития материального производства, основанных на использовании неживых источников энергии.
ü Постдиффицитная экономика
ü Особое положение индивида, привязанности его к месту жительства, к родственникам («чистая связь»).
ü Возрастание рисков, человек ежедневно попадает в нетрадиционные ситуации.
Гидденс исследует трансформацию индивидов под влиянием государственных институтов и влияние самих индивидов на институты. Он обвиняет предшествующую социальную науку в том, что она трактует процессы трансформации с позиций повышения организации общества, единой для всех стран (Прерывистая интерпритация).
Теория стуктурации Гидденса.
Структурация – подход к понятию структура. Структура – 1 знач. Уяснение сложившихся явлений и отношений в обществе (множество классов, которые взаимодействуют и т.д.). 2 знач. – понимание того, как меняется положение дел в обществе.
Гидденс считает что структуры не принуждают индивида действовать так, как обязывает группа, являясь лишь границами и предпосылками.
Социальная практика
– действие индивида в рамках социальных структур (Государства, партий и т.д.). Каждый индивид отслеживает течение общественной жизни (мориторинг) в рамках структуры и обретает компетентность. Правила жизни в обществе – это далеко не материальные принципы (их нельзя рассчитать). Это очень гибкие процедуры, которые осуществляет индивид в связи со своим видением дела в часто меняющихся обществах. В этих обстоятельствах главное – адекватность и гибкость. Индивиду постоянно нужны ресурсы: деньги, др. люди, земля, недра, орудия труда, знания и т.п.
Структура общества – дуальна, т.е. она имеет 2 основных начала. Она допускает преемственность и инновацию. Вывод Гидденса:
История предполагает преднамеренные сознательные действия, но последствия у нее всегда непредвиденные. Она как бы ускользает от попыток повести ее по заранее выдуманному или задуманному пути. Как следствие анализ должен строится из формулы общество + поведение индивидов. Гидденс видит 2 выхода для каждого человека (2 «пика»): т.е. 1 индивид должен решать вопросы по своему усмотрению. 2 Индивид обязан вписаться в существующую структуру, быть «рефлексирующим» индивидом. Гидденс меняет привычное понятие «субъекта» на понятие «агента». Ри этом он рассматривает власть в данной схеме как сдерживающий механизм для индивидов но с другой стороны Гидденс видит, что она всегда увеличивает свободу тех, кто ею обладает. Агент – тот кто вмешивается в события.
Действие
| |||