Общественная жизнь
понимается структурными функционалистами как бесконечное множество и переплетение взаимодействий людей. Для анализа этих действий недостаточно указать систему, в которой они происходят. Необходимо еще найти устойчивые элементы в этой системе, аспекты относительно стабильного в абсолютно подвижном. Это и есть структура. Операции этой структуры суть ее функции. Но поскольку функционирование структуры может носить стабильный характер, само разделение на структуры и функции становится относительным, то, что, с одной точки зрения, выступает как структура, с другой – есть функция, и наоборот. Перечисление требований, выполнение которых нужно для выживания системы, ведет к суммированию их в понятиях функциональной (и структурной) необходимости, в более обобщенной форме – функциональный императив
.
Любая социальная система должна справляться с четырьмя комплексами проблем:
Ø проблемой рациональной организации и распределения своих ресурсов определенными способами, чтобы достичь целей системы;
Ø проблемой определения основных целей и поддержания процесса их достижения;
Ø проблемой сохранения солидарности;
Ø проблемой поддержания мотиваций деятелей при исполнении социальных ролей.
В отечественной и зарубежной критике называют следующие главные пороки
функционализма, свидетельствующие о глубоком консерватизме этой системы взглядов: переоценку нормативного элемента в общественной жизни и приуменьшение значения в ней противоречий и конфликтов, подчеркивание общественного согласия, гармонической природы социальных систем. Хотя с тех пор как впервые были высказаны эти критические замечания, функционализм проделал значительную эволюцию, общая консервативная его ориентация сохранилась.