Функцирнализм как исслкдовательская орментация отчетливо проявился в последние пятьдесят лет. Он прошел сложную эволюцию с начала 30-х годов, когда основатели британского антропологического функционализма В.Малиновский и А.Р.Редклиф-Браун сформулировали основные положения этого направления.
Важным этапом его истории стал американский структурный функционализм (Т.Парсонс, Р.Мертон и др.), который развил и распространил функционалистскую методологию на все разделы социологии. При этом общенаучное содержание структурно-функционального анализа как разновидности системных методологических концепций постепенно срасталось с различными социологическими теориями иного происхождения (например, с теорией социального действия) и начало отождествляться с ними.
Складываясь и преобразуясь под влиянием многообразных воздействий со стороны и изнутри, функциональное направление стало чрезвычайно неоднородным и сложным. Неоднозначность того, что называют функционализмом, когда под общим названием скрываются разнородные или в разной степени связанные концепции, привела к тому, что многие предпочитают говорить о расплывчатом функционалистическом движении, ориентации и т.п. Однако некоторые исследователи и критики функционализма в первую очередь рассматривают его как теорию. Об этом пишет, например, К.Девис («функционализм – это прежде всего социальная теория») и такие критики функционального направления, как Р.Дарендорф, Д.Локвуд, Р.Миллс и др.
Не менее распространено противоположное мнение. Так Хоманс в известной статье «Возвращение к человеку» утверждает, что затруднения при формулировке функциональной теории возникают не потому, что «она ложна, а потому, что попросту не является теорией» [3, с.322].
Объектом
данной исследовательской работы являются структурализм и функционализм в социологии. Предмет
– работы Т.Парсонса и Р.Мертона. Цель
– рассмотреть и проанализировать вклад Парсонса и Мертона в теории структурализма и функционализма. Для достижения выше указанной цели автор ставит перед собой ряд следующих задач
:
1) выделить основные понятия;
2) обозначить главные проблемы;
3) выявить недостатки теорий.