В научной литературе встречается большое разнообразие понятий, используемых для определения социально-профессиональных намерений молодежи: жизненный путь, личный план, профессиональная ориентация и др. Под намерением выпускника школы понимается предполагаемый выбор учебного заведения или сектора экономики и профессии, по которой опрашиваемый собирается быть занят после окончания школы.
Таблица 10: Оценка учащихся своих намерений по окончании школы (%)
Социальные намерения выпускников школ |
Всего опрошено |
Из них |
Из всего числа опрошенных проживают в | |||
юноши |
девушки |
Крупных городах |
Средних городах |
Мелких городах | ||
Все опрошенные из них намерены: |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Продолжить обучение на дневном отделении учебного заведения |
76,4 |
71,8 |
79,4 |
75,5 |
79,9 |
80,7 |
Учиться и работать |
11,4 |
13,0 |
10,4 |
11,6 |
12,3 |
8,8 |
Работать |
5,3 |
7,6 |
3,9 |
6,0 |
1,5 |
3,8 |
Различают: 1) полную конкретизацию намерения, при которой опрашиваемый указывает название предполагаемого места учебы или работы и будущую профессию; 2) частичную конкретизацию, при которой указана или будущая профессия или место работы и учебы; 3) неконкретное намерение.
Дать полную картину помогает фиксация установки старшеклассника, под которой понимается отношение спрашиваемого к возможности осуществления каждого из возможных вариантов выбора после окончания школы.
Изучение установок выпускников школ позволяют полнее учесть весь спектр намерений.
Пример распределения выпускников школ по результатам опроса (%):
Намерение |
Всего опрошено |
Из них имеют установку | |||
позитивную |
маргинальную |
негативную |
неопределенную | ||
Поступить в вуз Балл, присвоенный данному |
100 -- |
70 +1 |
5 +0,5 |
15 -1 |
10 0 |
Наиболее желательный вариант выбора не всегда свидетельствует об определенности социально-профессиональных ориентаций. Последние могут измениться в процессе взросления личности. Поэтому важным моментом является выявление социально-профессиональной направленности молодежи, под которой понимаются профессия и статус, стремление к достижению которых определяет поведение личности в период молодости.
Проведение опроса путем заполнения опросных листов позволяет углубить анализ социально-профессиональных ориентаций молодежи и перейти к изучению установок.
Полученные результаты позволяют более обоснованно прогнозировать соотношение приема в существующие типы учебных заведений (школы, профтехучилища, техникумы) на основе оценки доли выпускников, имеющих безальтернативную установку, а также с определенной вероятностью, имеющих альтернативную установку (одновременно на два типа учебных заведений).