Сравнение численности занимающихся в детских внешкольных учреждениях с численностью учащихся дневных общеобразовательных школ свидетельствует об элитарности таких занятий и их малодоступности для школьников.
В истории статистических работ существовал и др. переход к сбору исходной информации – школьные переписи.
Потребность общества в школьном образовании не является постоянной. При изучении динамики этой потребности целесообразно выделять 3 стадии в школьном образовании:
- начальная подготовка (1-3 классы), в результате которой учащиеся приобретают устойчивые навыки письма, счета и чтения;
- основное образование (5-9 классы), дающее подготовку и освоение разных типов мышления по основным направлениям наук.
- Среднее (10-11 классы), позволяющее расширить и углубить знания.
Структура потребности в школьном образовании определяется составом молодежи школьного возраста (для удобства сравнения берется молодежь до 20 лет).
Таблица 8: Особенности возрастной структуры молодежи по некоторым странам мира
Страна |
Год |
Общая численность молодежи в возрасте моложе 20 лет |
В том числе численность по возрастным группам, % | |||
Моложе 5 лет |
5-9 лет |
10-14 лет |
15-19 лет | |||
Россия Азейбайджан Испания Китай |
1979 1989 1995 1994 1993 1990 |
100 100 100 100 100 100 |
25 27 19 28 20 27 |
23 26 28 27 21 23 |
23 24 28 24 27 22 |
29 23 25 21 32 28 |
Изменение структуры детей влияет на потребности в той или иной стадии школьного образования. При смене тенденций в числе рождений, например, при переходе от снижения к постепенному росту численности родившихся, повышается потребность в начальном образовании и в завершающей стадии общего среднего и профессионального образования, тогда как в средних классах численность детей будет небольшой. Таким образом, можно оценивать не только потребность в школьном образовании в целом, но и в отдельных его стадиях.