Важнейшим условием формирования образованной личности выступает развитие системы обучения. Образование представляет одну из ведущих отраслей экономики. В ней функционировало к середине 90-х гг. 68,4 тыс. российских государственных общеобразовательных школ, 7,5 тыс. профтехучилищ, 2.6 тыс. средних специальных и 569 высших учебных заведений, в которых одновременно обучалось более 26млн. человек и было занято 6 млн. работников.
Существуют два подхода к учету системы образования. Первый подход отраслевой, основан на учете юридических лиц (учебных заведений). Второй подход заключается в учете всего объема услуг в области образования, которые оказываются как юридическими, так и физическими лицами. Осуществление второго подхода возможно через лицензирование деятельности в этой области не только учебных заведений, но и физических лиц. В практике статистического учета реализуется первый подход. Однако он ведет к недоучету части услуг в области образования, которые оказываются физическими лицами.
Таблица 3: Виды услуг в области образования, ступени обучения и разновидности учебных заведений.
Виды услуг |
Ступени обучения |
Учебные заведения |
Подготовка кадров с высшим и средним специальным образованием |
С высшим образованием |
Академии, университеты, институты, консерватории, высшие школы |
Со средним специальным образованием |
Техникумы, училища медицинские, педагогические, музыкальные, театральные, хореографические, мореходные | |
Подготовка и повышение квалификации рабочих и других работников |
Подготовка кадров рабочих |
Училища и школы профессионально-технические и технические, училища и школы подготовки мастеров |
Повышение квалификации специалистов |
Институты и курсы повышения квалификации специалистов с высшим образованием | |
Общее образование |
Для взрослых |
Вечерние (сменные) общеобразовательные школы |
Для детей |
Начальные, неполные средние и средние общеобразовательные школы, средние музыкальные, художественные и хореографические школы; школы и школы-интернаты для детей с недостатками умственного и физического развития | |
Дошкольное воспитание |
Детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки | |
Предоставление социальных услуг детям, оставшимся без попечения родителей |
Детские дома, детские приемники-распределители |
С 1994 г. в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг к услугам в области образования относятся:
- подготовка кадров с высшим и средним специальным образованием;
- подготовка и повышение квалификации рабочих и других работников;
- общее образование (общеобразовательные школы для взрослых, детей, дошкольное воспитание, предоставление услуг детям, оставшимся без попечения родителей).