СИСТЕМА  ОБУЧЕНИЯ

Важнейшим условием формирования образованной личности выступает развитие системы обучения. Образование представляет одну из ведущих отраслей экономики. В ней функционировало к середине 90-х гг. 68,4 тыс. российских государственных общеобразовательных школ, 7,5 тыс. профтехучилищ, 2.6 тыс. средних специальных и 569 высших учебных заведений, в которых одновременно обучалось более 26млн. человек и было занято 6 млн. работников.

Существуют два подхода к учету системы образования. Первый подход отраслевой, основан на учете юридических лиц (учебных заведений). Второй подход заключается в учете всего объема услуг в области образования, которые оказываются как юридическими, так и физическими лицами. Осуществление второго подхода возможно через лицензирование деятельности в этой области не только учебных заведений, но и физических лиц. В практике статистического учета реализуется первый подход. Однако он ведет к недоучету части услуг в области образования, которые оказываются физическими лицами.

Таблица 3: Виды услуг в области образования, ступени обучения и разновидности учебных заведений.

Виды услуг

Ступени обучения

Учебные заведения

Подготовка кадров с высшим и средним специальным образованием

С высшим образованием

Академии, университеты, институты, консерватории, высшие школы

Со средним специальным образованием

Техникумы, училища медицинские, педагогические, музыкальные, театральные, хореографические, мореходные

Подготовка и повышение квалификации рабочих и других работников

Подготовка кадров рабочих

Училища и школы профессионально-технические и технические, училища и школы подготовки мастеров

Повышение квалификации специалистов

Институты и курсы повышения квалификации специалистов с высшим образованием

Общее образование

Для взрослых

Вечерние (сменные) общеобразовательные школы

Для детей

Начальные, неполные средние и средние общеобразовательные школы, средние музыкальные, художественные и хореографические школы; школы и школы-интернаты для детей с недостатками умственного и физического развития

Дошкольное воспитание

Детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки

Предоставление социальных услуг детям, оставшимся без попечения родителей

Детские дома, детские приемники-распределители

С 1994 г. в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг к услугам в области образования относятся:

- подготовка кадров с высшим и средним специальным образованием;

- подготовка и повышение квалификации рабочих и других работников;

- общее образование (общеобразовательные школы для взрослых, детей, дошкольное воспитание, предоставление услуг детям, оставшимся без попечения родителей).

Перейти на страницу: 1 2 3

 

Избранные статьи

Социальные функции семьиСоциальные функции семьи.
Формы семьи варьируются от общества к обществу, от эпохи к эпохе...
Социальные классыСоциальные классы.
Социологи расходятся во взглядах на источники социальной стратификации, но они едины в том, что социальное неравенство является структурным аспектом современной жизни...
Социальная экологияСоциальная экология.
рассматривает соотношение общества с географической, социальной и культурной средами, то есть со средой, окружающей человека...

Конкуренция на рынке труда

Конкуренция на рынке трудаКонкуренция на рынке труда существует в следующих формах: между работодателями, между работниками, между наемными работниками и работодателями ...

Роль государства в регулировании доходов

Роль государства в регулировании доходовРегулирование доходов при всех экономических системах является составной частью социально-экономической политики, направленной на повышение доходов ...

Источники социальной незащищенности

Источники социальной незащищенностиИсточники можно разделить на две группы: абсолютные и относительные. К первой группе относятся те, которые при любой направленности их динамики однозначно влияют на ...

Показатели миграции населения

Показатели миграции населенияРазличают внутреннюю, внешнюю, сезонную и маятниковую миграцию. Для характеристики используются относительные и абсолютные показатели миграции ...