Изучение аудитории СМИ в последнее время стало передовым направлением социологии журналистики. Именно восприятие СМК аудиторией можно именовать итоговым этапом коммуникации. «Здесь сосредоточены цели коммуникатора, на это направлена профессиональная деятельность журналиста по созданию самих сообщений. И здесь же находится начало коммуникативных начал: аудитория авансирует само содержание коммуникации, покупая газету, или теле-радиоприемник».
Количественные параметры аудитории разных СМИ могут многое объяснить в нашем понимании социального организма. Общение с людьми входит в число универсальных социальных процедур, наряду с изучением документов, его социологической модификацией в виде контент-анализа и наблюдением фактов действительности. Само исследование, его качественность, надежность выводов зависят от основных составных частей: выбранного адекватного целям метода, квалифицированного «инструментария» для изучения качественных и количественных характеристик аудитории, собственно содержания документа, общения с источником информации. Задача определения потенциальной аудитории радио, телевидения, газет решается отработанными методиками, среди которых главенствует опрос. Здесь важно снизить влияние возможных внешних факторов на характер ответов людей при опросе. Это, условно говоря, внешние факторы – фигура интервьюера и определенные признаки опрашиваемого. При анкетировании фигура исследователя уходит на второй план: опрашиваемый имеет дело с текстом, где за вопросом следует перечень ответов, из которого ему следует выбрать соответствующий личному мнению ответ. Такая процедура позволяет в коротки сроки опросить довольно большие группы людей. Это самый распространенный вид процедур при изучении аудитории СМК в масштабах целой страны.
В последнее время стали часто использоваться «дневники (радио) телепотребителя». Здесь исследователь обращается к любой семье с просьбой к каждому ее члену тщательно фиксировать все случаи контактов с источниками информации в течение суток. Оставляют дневник в семьях не более двух недель, чтобы не поставить под сомнение чистоту эксперимента.
В подобной ситуации более адекватным инструментом является электронный счетчик, аудиометр, или пиплметр. Этот метод позволяет добиться более объективной картины: будучи подключенным к телевизору он фиксирует все переключения каналов. По сравнению с информацией, получаемой из дневников, здесь измеряется каждая секунда смотрения.
Часто используется «Прессовый опрос», когда в печати публикуется анкета с просьбой к читателям ответить на ее вопросы. Однако эти акции представляют мнение лишь активных читателей. Поэтому на качество репрезентативной выборки влияет количество присланных писем.
Качественные методы отличаются от количественных тем, что больше ориентированы на выявление глубинных характеристик изучаемого объекта. Отказ от широты охвата компенсируется глубиной исследования, т.е. детальным изучением социального явления в его целостности и взаимосвязи с другими явлениями».
Среди традиционных методов выделяют метод наблюдения. В его основе , как пишет Г.В. Лазутина лежит «способность человека к предметно- чувственной конкретности мира в процессе аудиовизуальных контактов с ним». Метод активно используется на практике журналистами и применять его лучше в исследованиях не требующих репрезентативности данных, и в случае когда информация не может быть получена иными средствами.
Метод эксперимента в журналистике часто отождествляют с включенным наблюдением, ибо журналист поддерживает взаимосвязь с объектом изучения. Эксперимент может проводиться и скрытно, что связано с созданием искусственного импульса, позволяющего лучше раскрыть все стороны изучаемого объекта. Его целесообразнее проводить если перед корреспондентом стоит задача глубокого проникновения в жизнь людей, требующая проявить натуральные поведенческие реакции. В своей книге В.А. Ядов рассматривает такие виды интервью как документальное, интервью мнений, формализованное интервью, неформализованное интервью. В журналистской практике чаще используется методика свободного интервью. Характер беседы зависит от личностных особенностей человека, от обстановки, от конкретной житейской ситуации, от предмета обсуждения. В последнее время журналисты используют фокусированное интервью. Этот метод больше ориентирован на изучение процессов восприятия и по продолжительности может быть ограничен только задачами и целями исследованиями.
Биографический метод, используемый в журналистике, заимствован из смежных областей человеческого познания : литературы, этнографии, истории, психологии. При помощи биографического метода собираются различные жизненно-исторические свидетельства и воспоминания очевидцев событий, семейно-исторические документы, дневники, записи описания.
Обращаясь к биографическому исследованию журналист может воссоздать «историю» становления отдельной личности , показать определяющие моменты в ее профессиональном росте.
Нами рассмотрены наиболее часто используемые в журналистике количественные и качественные методы. На основе изученного материала можно сделать выводы о специфике количественных и качественных методов в изучении аудитории СМИ. Методы позволяют глубже и полнее, всесторонне и детально изучить явления и факты особенно в интересующей нас журналистской сфере социологии. Нами отмечено что для каждого метода существуют свои процедурные правила выполнения практических действий. К каждому методу разрабатывается свой рабочий инструментарий, с помощью которого и достигается цель. Мы можем отметить, что сегодня наблюдается тенденция к взаимодополнению и взаимопроникновению методов, что ведет к развитию культуры журналистского труда.