В социологии религии существуют значительные различия в понимании причин и последствий секуляризации. По мнению В.И. Гараджи, выделяются три группы концепций:
1.Секуляризация как утрата священного и угроза социальному порядку и согласию (П. Бергер). С точки зрения американского социолога Питера Бергера, религия выполняла важную функцию в обществе - она создавала «священный космос». Религия окружала аурой святости устои жизни и наделяла их безусловным смыслом. Общность религиозных верований была тем «клеем», который связывал общество воедино. Секуляризация ведет к представлению о том, что ничего святого нет, абсолютные ценности становятся относительными, и это ведет к кризису - утрате смысла, аномии, дезориентации человека. Таким образом, секуляризация враждебна религии и вместе с разрушением религии ставит под угрозу стабильность общества.
2.Секуляризация как вытеснение религии наукой, рациональным мышлением, светской этикой. Эта точка зрения, согласно которой религия ослабевает и будет ослабевать по мере развития науки и роста образованности общества, является сегодня господствующей. Уже М. Вебер говорил о «разволшебствлении» мира, в результате чего утрачивается вера в чудо, мистику, магию. Американский исследователь О'Ди отмечает в этой связи два обстоятельства:
• происходит «десакрализация» восприятия человеком окружающего мира, поэтому область сверхъестественного существенно сокращается;
• имеет место рационализация мышления, человек обретает веру в разум, логику, науку.
В результате в мире не остается места для тайн священного. О'Ди в отличие от Бергера позитивно оценивает последствия этого процесса для общества: наука и светская этика достаточно эффективно помогают решать стоящие перед современным миром проблемы, делая излишними апелляцию к Богу и религиозной вере.
3.Секуляризация как эволюция религии и ее видоизменение в ходе социальных перемен. При этом изменение религии не обязательно ведет к уменьшению ее значения. Согласно Т. Парсонсу, религия в качестве социального института оказывает меньше прямого влияния на государство, экономику, образование и т.д. Однако современный человек живет в социальной системе, впитавшей в себя религиозные идеи, и поэтому находится под опосредованным влиянием религии. Упадок церковной религиозности сопровождается усилением «невидимой религии» (человек направляет свои действия, зачастую не отдавая себе отчета в этом, под воздействием христианской этики).Вместе с тем влияние религии уменьшается в каждом из трех аспектов секуляризации (Э. Гидденс):
Первый аспект связан с тем, сколько людей принадлежит к церкви или какой-либо другой организации, насколько часто они посещают церковную службу и другие ритуалы; за исключением США, секуляризация в таком понимании весьма характерна для промышленно-развитых стран;
Второй аспект имеет отношение к тому, в какой степени церкви и другим религиозным организациям удалось сохранить их общественное влияние, богатство и престиж; в XX веке религиозные организации постепенно утратили большую часть общественного и политического влияния, которым некогда обладали (вспомним Средние века), и эта тенденция наблюдается повсеместно;
Наконец, третий аспект секуляризации имеет отношение к верованиям и ценностям, что обозначается термином «религиозность»; не вызывает сомнений, что в настоящее время люди придерживаются религиозных верований гораздо в меньшей степени, чем раньше, особенно если понимать под термином «религия» весь круг сверхъестественных явлений, в которые многие когда-то верили; большинство из нас просто не воспринимает окружающую среду населенной божественными существами или духами.
Секуляризации современного общества способствуют многие факторы. Как отмечает Н. Смелзер, среди них можно назвать:
1. Развитие науки. Человек утратил желание принимать на веру идеи, которые нельзя доказать или наглядно подтвердить.