Книга Эмиля Дюркгейма «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии» (1912) оказала, видимо, самое значительное влияние на становление социологии религии. Цель Дюркгейма - разработка общей теории религии на основе изучения примитивных ее форм. С его точки зрения, изучая тотемизм — самую примитивную форму религии, можно раскрыть сущность религии вообще: «архаичную религию мы выбрали объектом исследования, т.к., по нашему мнению, она больше, чем другая, способна проявить религиозную природу человека». Дюркгейм дает определение религии, противопоставляя сакральное (от лат. sacer—священное) и мирское Вагонка штиль из алтаи ского кедра алтайский кедр вагонка www.kedrs.ru.
(профанное, обыденное). С его точки зрения, сущность религии не в вере в Бога (есть религии, даже высшие, без божества), а в разделении мира на эти две половины. Понятие «священного» вовсе не означает обязательно что-то высшее по отношению к «профанному»: разница между тем и другим не в иерархии, а в том, что между этими двумя мирами существует непереходимая граница. Правда, переход этой границы возможен, но лишь ценой коренного изменения собственного существа — таковы церемонии инициации, монашество, религиозный аскетизм, религиозное самоубийство и т.д. Область священного — не только религиозные представления, но и обряды, материальные предметы, слова и люди (все это резко отделено от области «мирского»). В религии объектом поклонения является в действительности само общество: «Бог клана есть не что иное, как сам клан». Поэтому общество одновременно и автор, и предмет религиозного культа. Дюркгейм настойчиво подчеркивал то обстоятельство, что религии никогда не представляли собой только набор верований: наряду с верованиями в священное, религия предполагает обряды, или практику, вытекающую из верований. По его словам, «обряды - это способы действия, возникающие только в группах и призванные возбуждать или восстанавливать определенные ментальные состояния этих групп». Основная функция обряда - поддержание у индивидов чувства принадлежности к группе. Совершение ритуального действия — это акт, в котором социальная группа каждый раз утверждает себя, благодаря обряду возникает феномен группового возбуждения, в результате которого рождаются религии. Дюркгейм разработал теорию обрядов, выявил их разные типы и общие функции. Основными типами обрядов являются следующие:
• негативные(это в сущности запреты - нельзя соприкасаться со священными вещами, нельзя есть мясо тотема и другие, получившие развитие в религиозном аскетизме);
• позитивны
е (связаны с приобщением верующих к священному миру -обряды посвящения, съедания тела тотема, жертвоприношения и др.);
• мемориальные
(воспроизведение эпизодов из жизни мифического предка или группы как напоминание о связи с прошлым и будущим; из этих обрядов произошли позднее драматические представления и игры);
• искупительные
(вводят в сознание индивидов элементы страха, печали, озабоченности, «очищая» таким образом человека от его грехов).
Среди основных функций,
свойственных обрядам разного типа, Дюркгейм называет:
• дисциплинарную
, или подготовительную(ритуальная церемония подготавливает индивида к социальной жизни; культовая практика помогает тренироваться в самоотречении, терпении, послушании, без которых не может быть ни религии, ни общества);
• цементирующую
(совершая ритуалы, группа периодически заново утверждает себя; обряд восстанавливает социальное единство при неизбежной прерывности социальной жизни);
• воспроизводящую
(обряд способствует поддержанию традиций, обновлению веры, передаче и укреплению ценностей);
• эйфорическую
(состоит в создании условий для социальной эйфории, т.е. радостного чувства социального благополучия; эта функция особенно важна, когда группа переживает состояние социального неблагополучия).