Известно, что система — это совокупность элементов, образующих целостность. Наличие определенной структуры — устойчивых связей между элементами — одно из важнейших свойств системы. Устойчивость связи обеспечивает целостность и тождественность системы, сохраняют ее основные свойства при внутренних и внешних изменениях. Если же наука — система знаний, то ее элементы, прежде всего, различные теории, а структура — связь между ними. Определить социологию как систему знаний — значит дать конкретное представление об изучаемом объекте в виде органически связанных между собой теорией: теории личности, теории малых групп, слоев (семьи, трудовых коллективов и т. п.), теории общества как социальной системы и теории мирового сообщества. Последовательность теорий отражает объективные связи и отношения между социальными общностями как объектами и субъектами социальной деятельности. Ведь любая малая группа, социальный слой, социальная общность имеет свою специфику, обладает категориями, интегративными, то есть объединительными свойствами, но ее нельзя понять, абстрагируясь от личности, из которых они состоят. Но вместе с тем существует и «обратное» движение: представление о личности при анализе малых социальных групп, слоев, социальных общностей, когда представление о личности становится богаче и конкретнее потому, что личность здесь ставится в новые связи и отношения.
Восхождение от абстрактного к конкретному совершается не только в результате перехода от одной теории к другой, но и в пределах каждой из них. Основными направлениями процесса перехода от одной теории к другой в социологии личности есть, во-первых, последовательное раскрытие различных свойств (потребностей, интересов, ценностей социальных установок и т. д.) личности, которые завершаются системным определением личности как объекта и субъекта; во-вторых, осуществление перехода от анализа личности к раскрытию ее деятельности, образа жизни, их условий, средств и результатов; в-третьих, анализ межличностных отношений, складывающихся в процессе ее деятельности, поведения и общения, глубокого познания личности; в-четвертых, выяснение социальных норм и отклонений в деятельности личности, ее поведения в отношениях, определение типа личности.
В современной социологии преодолевается противопоставление объекта и субъекта, теории и практики, познавательного и ценностного отношения к миру. Поиск истины социологией связывается с раскрытием возможностей преобразований объектов в соответствии с гуманистическими ценностями. Современная социология рассматривает личности, различные общности и социальные системы не только как объекты, но и как субъекты деятельности. Здесь-то в системе социологических знаний важное место занимает осевая проблематика, интересы, ценности, социальные установки — все то, что определяет мотивацию поведения и деятельности людей. Процедура анализа деятельности личности, общности людей осуществляется в науке в такой же роли, что и обряд в религии или уголовно-процессуальном кодексе в доказательстве вины. Если не соблюдена процедура вывод не может считаться легитимным (законным), то есть научным. Конечно же, содержание социологии имеет в основе субъективно-объективный характер. Игнорирование такого обстоятельства делает невозможным изложение ее как системы знаний. Социология — не простая совокупность теорий, а единство теорий личности и теории общностей, теорий об обществе, об общественных отношениях и т. п.