Префигуративные культуры ориентируются на будущее и отражают время, в котором мы живем. Дети стоят перед лицом будущего, которое настолько неизвестно, что им нельзя управлять с помощью осуществления изменений в одном поколении с помощью кофигурации в рамках устойчивой, контролируемой старшими культуры, которая несет в себе постфигуративные элементы. За последние десятилетия произошло много событий, которые изменили отношение человека к человеку. Изобретение компьютера, успешное расщепление атома, исследования поверхности нашей планеты, крайнее ускорение роста населения Земли и осознание неизбежности катастрофы, если, этот рост продолжится, кризис городов, объединение всех частей света реактивной авиацией и телевидением - все это привело к резкому необратимому разрыву между поколениями. Этот разрыв совершенно нов, но глобален и всеобщ. Ведь именно молодые окончили курсы по работе с компьютерами, а люди среднего и пожилого возраста, сегодняшние руководители, вполне возможно, даже и не знакомы с компьютерным языком. Если еще совсем недавно слова старших: «Послушай, я был молодым, а ты никогда не был старым» - звучали убедительно, то сегодня, как считает М. Мид, молодые могут им ответить: «Ты никогда не был молодым в мире, где молод я, и никогда им не будешь». Сегодня же во всех частях мира, где все народы объединены электронной коммуникативной сетью, у молодых людей возникла общность опыта, того опыта, которого никогда не было и не будет у старших. И, наоборот, старшее поколение никогда в жизни молодых не найдет повторения своего опыта перемен. Сегодняшние дети вырастают в мире, которого не знали старшие. Концепция М. Мид предполагает, что межпоколенная трансмиссия культуры включает в себя информационный поток не только от родителей к детям, но и от детей к родителям. Молодежь по-своему интерпретирует сложившиеся современные ситуации и культурное наследство и этим оказывает сильное влияние на старшее поколение. Однако, какие бы новшества ни предлагала молодежь, они всегда основаны, по мнению И. Кона на опыте прошлых поколений и на определенной культурной традиции.
Следуя терминологии М. Мид, конечно, нужно согласиться, что расстановка фигур прошлого, настоящего и будущего в отношениях поколений всегда подвижна, носит конкретно-исторический характер. Она, верно, указывает на тенденцию возрастания роли энергии молодых, но энергии не всякой, а направленной на достижение более счастливого и гармоничного сосуществования людей, природы, космоса, высших духовных сил.
Подведем итоги данного параграфа.
Старость рассматривается как элемент человеческого бытия и развития, определенным образом институализированный в культуре. Традиционно данный феномен представляется в качестве основного звена механизма преемственности общественных отношений, культуры, морали, опыта.
В рамках изучения межпоколенной трансмиссии культуры интересные выводы делаются об изменениях содержания, темпов, форм, передачи знаний и опыта от поколения к поколению, связанных с процессами информатизации современного общества. По мнению М. Мид, имеет место тенденция перехода от вневременности и всепобеждающего обычая, когда образ жизни старших по возрасту выступал как постулат, законченная версия жизни молодого человека к институализированным возрастным градациям в обществе, когда следующее поколение должно усваивать новые жизненные привычки, а влияние представителей старшего поколения сводится к минимуму.
На современном этапе развития общества существует отчуждение между поколениями. Социально значимой является сфера межличностного общения, так как межличностное общение делает возможным накопление и передачу социального опыта, и трансляцию культуры. Отношение младших к пожилым людям, можно считать одним из показателей уровня культуры общества. Стереотипные утверждения и мнения, касающиеся старости, являются показателем, отражающим господствуюшую в данную эпоху и в определенном культурном кругу концепцию человека. Наша эпоха несет в себе культ молодости. Ценность человека определяет умение быстро и эффективно действовать, легко приспосабливаться к новым технологиям и инновациям. Культ темпа новизны не благоприятствует старым людям. И старость сама по себе приобретает негативные черты. Старые люди не поспевают за темпом современной жизни, не имеют сил, чтобы выполнять различного рода обязанности и роли, которые выдвигает жизнь, они тонут в хаосе информации.