Демографическая ситуация в России и потребности экономического развития объективно будут предопределять возрастающий приток иммигрантов и временных трудовых мигрантов в страну. Уже сейчас Россия нуждается в ежегодном притоке более 700 тыс. человек и постепенном наращивании этого объема к 2030 г. до 1,2-1,3 млн. человек. По оценкам экспертов основную массу этого пополнения составят мигранты из республик Центральной Азии, Кавказа и Китая, то есть будут доминировать представители исламской и синской цивилизации. Значительная часть из них ориентирована на коммерческую деятельность. В связи с этим можно с высокой вероятностью прогнозировать дальнейшее расширение анклавных рынков труда в субъектах Российской Федерации и возрастание рисков потенциальных конфликтов этнических групп мигрантов с принимающим обществом.
Ослабить возможные негативные последствия данной тенденции сможет только эффективная миграционная, демографическая, экономическая, социальная политика государства, его способность реализовать продуманные меры по мотивации притока таких групп иммигрантов, в которых нуждается страна, и противодействию тем, кто для нее нежелателен. Такая политика должна сочетаться с главным - устранением причин бедности и созданием для граждан России достойных условий жизни. Только такой подход, сопряженный с идеями взаимопонимания и уважения различий, с ценностями поликультурности, позволит снизить социальную напряженность в обществе и предотвратить нарастание деструктивных конфликтов с мигрантами. Это в ближайшей перспективе. Что касается неотложных мер, то они, на наш взгляд, не должны носить исключительно сдерживающий характер, явным становится требование диалога властей и диаспор, причем, открытого для общественности. Различные адаптационные стратегии должны быть дифферинцированы и избирательны к различным видам миграции и категориям мигрантов.