В приводимых расчётах не учтены расходы на бесплатное предоставление ветеранам земельных участков (подпункт 7 пункта 1 статьи 14, подпункт 9 пункта 1 статьи 15, подпункт 7 пункта 1 статьи 16 закона «О ветеранах») в связи с тем, что источник их финансирования не указан в статье 10 закона. По данным из 6 регионов – участников Проекта, в настоящее время ветеранам не предоставляются бесплатно земельные участки. Однако, потенциально эти положения закона «О ветеранах» могут повлечь существенное увеличение расходов, особенно с учётом возможного введения права частной собственности на землю, предусмотренного проектом Земельного Кодекса РФ. Представляется, что в данном случае необходимо будет принять политическое решение, как по вопросу о бесплатном предоставлении (любых) земельных участков в принципе, так и по вопросу об источниках финансирования данной меры социальной защиты.
Изменение механизмов финансирования. Перевод натуральных льгот в денежную форму расширяет возможности по приведению системы финансирования социальной помощи в соответствие с требованиями экономического здравого смысла. Ряд перечисленных в таблице видов помощи имеют страховую природу, то есть должны предоставляться нуждающимся не на регулярной основе, а при наступлении страхового случая (например, заболевания). К ним относятся:
· обеспечение протезно-ортопедическими изделиями;
· изготовление и ремонт зубных протезов;
· обеспечение лекарствами;
· обеспечение транспортными средствами инвалидов (по медицинским показаниям);
· санаторно-курортное лечение (или выплата денежной компенсации).
Представляется, что указанные расходы должны финансироваться за счёт средств фондов социального и медицинского страхования. В настоящее время наиболее разумной мерой представляется передача одного или нескольких видов расходов Фонду социального страхования РФ, так как он имеет в последние 2-3 года устойчивый профицит бюджета (даже несмотря на снижение страхового тарифа в 2001 году). Хотя по экономическому смыслу указанные расходы следовало бы передать на финансирование Фонду обязательного медицинского страхования, но он в настоящее время находится в менее благоприятном экономическом положении.
В то же время вопрос изменения источников финансирования отдельных видов помощи целесообразно отделить от вопроса перевода натуральных льгот в денежную форму. В случае принятия данной стратегии за основу, необходимо будет поднять вопрос изменения источников финансирования сразу после принятия положительного решения по переводу льгот в денежную форму. Для разработки проблемы изменения источников финансирования целесообразно провести отдельное исследование, в рамках которого необходимо проработать как экономические механизмы перевода выделенных регулярных выплат на страховые принципы (со всеми расчётами), так и их законодательное обеспечение.
Ниже излагается порядок расчета расходов на финансирование льгот, исходя из сохранения действующего их распределения по источникам финансирования.
Из 9-ти указанных в законе «О ветеранах» (ст.14-22) категорий далеко не все имеют право на полный перечень льгот, перечисленных выше. В качестве базовой категории мы возьмём ветеранов труда по следующим причинам:
· они имеют наименьшее количество льгот (по номенклатуре) по сравнению с любой другой категорией;
· кроме общей численности ветеранов известна только численность ветеранов труда, численность других категорий ветеранов не известна.
По состоянию на 01.07.2000 года:
· общая численность ветеранов в РФ – 34 042 035 чел.,
· из них ветеранов труда – 10 229 465 чел.
Ветераны труда имеют право на льготы на сумму 198 рублей в год, в том числе:
· оплата жилья в домах независимо от вида жилищного фонда (72 руб.);
· оплата коммунальных услуг, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной, приобретение и доставку топлива (72 руб.);
· абонентская плата за пользование телефоном (18 руб.);
· изготовление и ремонт зубных протезов (18 руб.);
· оплата проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения, на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) (18 руб.).