В проводимом эксперименте по оценке относительного благосостояния/бедности использовались два существенно отличных подхода: метод, базирующийся на доходах, и метод, базирующийся на расходах, хотя основное внимание уделялось прямой проверке средств (метод, базирующийся на доходах). Метод, основывающийся на расходах, так называемый «метод проверки средств через представителя», вызывает больше споров.
Министерство труда и социального развития и Государственный комитет по статистике (Госкомстат) Российской Федерации, Всемирный банк и Министерство международного развития Великобритании решили осуществить совместный проект «Совершенствование оценки, мониторинга и анализа бедности в России». Проект основан на предложении Всемирного Банка, представленном Правительству Российской Федерации в начале 2001 г., организовать совместную разработку надежной стратегии по борьбе с бедностью в России и оказать техническую помощь при анализе бедности.
Основная цель Проекта заключается в укреплении аналитического потенциала пользователей и производителей информации с целью осуществления действий по борьбе с бедностью, предусмотренных в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период (до 2004 г.) на основе повышения качества баз данных и введения новых методик по мониторингу, анализу и прогнозу бедности.
Основные планируемые результаты Проекта «Совершенствование оценки, мониторинга и анализа бедности в России»:
Разработка усовершенствованной методики оценки бедности для Российской Федерации, основывающейся на международном опыте; анализ существующих баз данных Обследования Бюджетов Домохозяйств (ОБД) с 1997 г.; подготовка отчетов, содержащих рекомендации по усовершенствованию данных административной статистики (январь 2003 г.) и информационных источников ОБД (сентябрь 2003 г.);
Определение системы показателей для непрерывного мониторинга бедности и прогноза уровня бедности; создание системы мониторинга бедности на основе ОБД и имеющейся в настоящее время данных административной статистики; а также обеспечение сопоставимости данных с целью создания временных рядов с 1997 г.
Предоставление внешним пользователям доступа к базе единичных записей ОБД после определения условий открытого доступа к ним в соответствии с действующим российским законодательством и международными рекомендациями и обеспечения полной конфиденциальности отдельных респондентов;
Подготовка серии аналитических записок, посвященных отдельным аспектам бедности в той мере, в какой это возможно с учетом улучшенных микроданных базы ОБД за 1997–2000 гг. и другой имеющейся информацией;
Подготовка итогового доклада, содержащего подробный анализ уровня, структуры и причин бедности, эффективности мероприятий социально-экономической политики и рекомендации, направленные на снижение бедности, на основе базы данных ОБД за 2003-2004 гг. и других информационных массивов (декабрь 2005 г.)
Международные организации активно участвуют в мониторинге уровня бедности в Российской Федерации: среди них можно назвать Всемирный банк, Программу развития ООН, Детский фонд ООН, МОТ и т.д. Основной задачей такого мониторинга является предоставление федеральному правительству и другим заинтересованным сторонам материалов и механизмов по разработке, адаптации и осуществлению политики регулирования доходов, частью которой является проверка средств, а также искоренение бедности.
Другие виды деятельности осуществляются при содействии и финансовой поддержке иностранных организаций, в том числе Управления США по международному развитию, Министерства международного развития Великобритании, Управления международного развития Канады и Управления международного развития Швеции. Данные международные организации используют свои собственные показатели и определения: например, некоторые организации принимают за единицу оценки домохозяйства, другие – семьи или отдельных лиц, но в основном все используют классический метод прямой проверки средств. Эта деятельность все еще продолжается.
В период с 2000 по 2002 годы Департамент социальной политики Института экономики города (Social Policy Unit of the Institute of Urban Economics) предоставил техническое содействие более 30 муниципалитетам на территории Приволжского Федерального Округа, на Дальнем Востоке, в северных регионах. Целью сотрудничества с городами являлось улучшение системы социальной защиты через повышение адресности социальной защиты, развитие профессионализма сотрудников администраций, работающих с социальными программами, повышение качества и эффективности работы социальных служб путем привлечения общественных организаций в качестве подрядчиков на осуществление части работ, а также развитие потенциала общественных организаций для участия в конкурсе.