В течение трех последних лет, начиная с середины 1999 года, Россия испытывает период устойчивого экономического подъема. Благоприятные тенденции в экономике положительно сказались и на общих макроэкономических показателях доходов и уровня жизни населения. В 2001 году реальные доходы населения выросли на 5,8%, реальная заработная плата не 19,9%, реальный размер пенсии на 21,4%. Адаптация к новым условиям позволила предприятиям ряда отраслей улучшить ситуацию с оплатой труда, включая погашение задолженности и рост номинальной заработной платы.
Вместе с тем, несмотря на позитивную динамику макроэкономических показателей в 2000-2001 годах, остаются нерешенными такие проблемы социально-трудовой сферы как высокая дифференциация населения по уровню доходов, низкая заработная плата в рядке отраслей экономики, высокий уровень бедности. По данным официальной статистики, в 2001 г. 27,6% общей численности населения, или почти 40 млн. человек, жили за чертой бедности.
Граждане со среднедушевыми доходами ниже прожиточного минимума имеют право на получение государственной социальной помощи. Однако ресурсов для обеспечения социальной поддержки всем нуждающимся в помощи недостаточно. По расчетам, потребность в средствах на предоставление социальных пособий и других выплат оценивается в размере 15% ВВП, или в десять раз больше текущих бюджетных отчислений на социальное обеспечение.
Около 70% населения имеют право на отдельные формы гарантий по социальному обеспечению, выплаты и пособия. Однако только 25% общего числа выплат и пособий направляется семьям с доходом ниже минимального прожиточного уровня. Это в основном объясняется тем, что все социальные пособия и выплаты предоставляются по категориям лиц, которым выделяется помощь. Следовательно, существующая система оказания социальной помощи на практике не действует или не обеспечивает надежную защиту для тех, кто живет за чертой бедности.
Политика доходов строится исходя из заложенного правительством в стратегии социально-экономического развития подхода, при котором граждане, обладающие самостоятельными источниками финансирования социальных потребностей, сами, за счет собственных доходов, должны оплачивать практически все расходы по оплате жилья и коммунальных услуг, а также часть расходов на медицинское обслуживание и образование. Государство сохраняет ответственность за предоставление ограниченной номенклатуры бесплатных услуг в области здравоохранения и образования той части населения, которая без государственной помощи лишилась бы доступа к основным социальным благам.
Реформы в отраслях, предоставляющих услуги населению, расширение платности в здравоохранении и образовании, развитие системы социального страхования должны быть синхронизированы с мерами по повышению реальных доходов населения.
Осуществление реформ социальной защиты должно рассматриваться в контексте подготовки России к ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной). В соответствии с предложениями российской стороны, основанными на результатах сравнительного анализа соответствия российского законодательства и правоприменительной практики в социально-трудовой сфере нормативным положениям Хартии, ратификацию целесообразно проводить поэтапно.