В-третьих, порождается существенное неравенство между носителями одних и тех же прав на социальные трансферты в зависимости от доступности дотируемых благ:
а) по месту постоянного проживания. Ясно, что «льготник» проживающий в сельской местности, практически не получает льгот, на которые формально имеет право, поскольку основной их массив привязан к услугам развитой городской инфраструктуры. Это порождает ярко выраженное неравенство в распределении трансфертов между сельскими и городскими жителями (см. рис.1)5;
Рис.1. Доля общей сумы льгот, получаемая сельскими домохозяйствами и доля сельского населения в населении региона.
б) по состоянию здоровья. Многие носители прав на льготы не в состоянии их потреблять, так как не имеют такой физической возможности. Наиболее иллюстративными в этом плане являются различного рода транспортные льготы.
В-пятых, значительная часть социальных трансфертов может «оседать» у поставщиков дотируемых благ. Например, в регионах дотации предприятиям общественного транспорта осуществляются из расчета 50 поездок в месяц на одного обладателя права на бесплатный проезд. Однако большинство льготников не делают такого числа поездок и, следовательно, часть трансферта «притягивается» транспортным предприятием. Известный для экономиста эффект «текущего ведра» – потери трансферта по мере его продвижения к конечному получателю, хорошо иллюстрирует таблица 5.
Таблица 5.
Объем финансирования социальных льгот и выплат из консолидированного бюджета регионов, доходящий до их получателей (2001г.)
Белгород. область |
Вологод. область |
Самарская область |
Хабаровский край |
Челяб. область |
Чуваш. респуб. | |
Оплата льгот и социальных выплат из консолидированного бюджета (в среднем на одного жителя за год, руб.) |
650,9 |
503,1 |
784,4 |
962,2 |
974,1 |
397,7 |
Объем льгот и социальных выплат в среднем на одного жителя, доходящих до потребителей (руб.) |
272,1 |
237,9 |
319,3 |
457,1 |
452,0 |
182,9 |
Доля расходов на предоставление льгот и социальных выплат, доходящая до потребителей (%) |
41,8 |
47,3 |
40,7 |
47,5 |
46,4 |
46,0 |
Cследует указать на то, что организованные таким образом социальные трансферты не спасают от бедности. Возникает их распыленность. Они составляют незаметную часть в общих доходах бедных и беднейших домохозяйств (см. таблицу 6).