В 2000 году только на федеральном уровне имелось около 156 видов социальных трансфертов (социальных выплат, льгот, пособий и дотаций). В составе этих трансфертов явно преобладала натуральная помощь, называемая льготами (передача благ бесплатно или с частичной оплатой). Федеральное законодательство России определяет 256 категорий граждан, имеющих право на получение социальных трансфертов. Всего к 2000 году эти категории
включали примерно 100 миллионов человек (около 70% всего населения страны). Принципы, положенные в основу их выделения, в абсолютном большинстве случаев никак не соотносятся с уровнем обеспеченности.
В категории получателей социальных трансфертов попадают граждане в зависимости от:
· прошлых рисков (участие в различных войнах и других событиях, связанных с повышенным риском);
· характера и условий труда как в прошлом, так и в настоящем (труд в годы Великой Отечественной войны, род профессиональной деятельности);
· продолжительности труда (ветераны труда);
· состояния здоровья (инвалиды);
· наличия детей.
· места жительства (северные льготы).
Разрыв между уровнем обеспеченности населения и получением права на льготы показывает структура распределения льготников по категориям (табл. 1).
Таблица 1
Основные категории лиц, получавшие социальные льготы в 2000 г., %
Категория льготников | Доля в общей численности |
Учащиеся школ Ветераны труда Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны (ВОВ) Инвалиды, включая детей Дети в возрасте до 3 лет Военнослужащие (включая членов их семей) и граждане, уволенные в запас, сотрудники МВД Участники ВОВ, инвалиды ВОВ и члены их семей Учащиеся общеобразовательных школ из многодетных семей Лица, проживающие на территориях с льготным социально-экономическим статусом Прочие льготные категории | 27,9 22,2 12,9 8,6 4,6 4,5 3,8 2,4 1,9 11,2 |
Всего | 100,0 |
Даже простой перечень этих категорий позволяет заметить, что предоставляемые социальные трансферты являются, прежде всего, дополнением пенсионной системы, частичной компенсацией отсутствовавшей ранее (и слаборазвитой в настоящее время) системы страхования и завуалированной прибавкой к заработной плате.
Сложившаяся в РФ система социальной защиты в общепризнанном понимании таковой не является, поскольку лишь малая ее часть связана с ее истинным предназначением - организацией и предоставлением помощи нуждающимся. Сюда относятся пособия на детей и, в некоторой степени, материальная поддержка и социальное обслуживание инвалидов. В большинстве случаев низкие доходы не являются официальным основанием для предоставления социальных трансфертов, поэтому они попадают не к нуждающимся, а к «категориям».
Исследования, проведенное в шести регионах РФ, показало, что во многих случаях на уровне субъектов Федерации наделяются правом на получение социальных трансфертов наделяются дополнительные категории граждан, безотносительно к уровню их обеспеченности (см. табл. 2). Как правило, это тот же набор социальных льгот, который предусмотрен законодательством о ветеранах. Наблюдается зависимость: чем богаче регион, тем выше уровень социального популизма. Однако широкое распространение такой практики сдерживается нехваткой средств даже на финансирование возлагаемых на регионы федеральных социальных обязательств.