Повышение эффективности использования производственного и социального потенциала села тесно связано с дальнейшим развитием торговли и совершенствованием торгово-бытового обслуживания в сельской местности. Происходящие в экономике, социальной структуре и жизненном укладе села перемены повышают требования к уровню организации и методам торговли, качеству торгового обслуживания.
Сельская торговля как составная часть всей советской торговли выступает связующим звеном между производством и личным потреблением, обеспечивая доведение товаров от производства до потребителей и удовлетворение платежеспособного спроса населения. В соответствии с общественным разделением труда сельская торговля выполняет важную роль в осуществлении экономических связей между городом и селом.
Торговля в сельской местности, отражая сложившуюся структуру и различия в степени обобществления производственной сферы села, осуществляется в различных организационно-хозяйственных и социальных формах.
В отношениях потребительской кооперации с личным подсобным хозяйством (ЛПХ) населения новым является то, что кооперативные организации призваны выступать не только заготовителями произведенной продукции, но и активно влиять на увеличение производства продукции в ЛПХ, содействовать улучшению условий и повышению заинтересованности в его ведении. Для этого необходимо шире использовать такие методы, как оказание помощи населению в обеспечении молодняком скота и птицы, а также кормами, заключение договоров на производство продукции и продажу ее через потребительскую кооперацию, организация продажи населению садово-огородного инвентаря, тары и упаковочных материалов, минеральных удобрений и др.
Вклад потребительской кооперации в реализацию Продовольственной программы страны может быть увеличен за счет расширения в ее системе предприятий пищевой и хлебопекарной промышленности, а также откорма скота и птицы на собственных откормочных пунктах кооперативных подсобных хозяйств.
Развитие закупок и производства продовольственных и непродовольственных товаров потребительской кооперации позволит более эффективно использовать производственные и социальные ресурсы села. В реализации этой программы кооперативным организациям необходима серьезная помощь плановых и хозяйственных органов в создании новых производственных мощностей и реконструкции действующих предприятий, обеспечении отдельными видами сырья и технологического оборудования.
В настоящее время наряду с развертыванием сети предприятий общественного питания в сельской местности особое внимание должно быть обращено на повышение качества обслуживания, увеличение производства и реализации полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий, улучшение организации питания школьников, а также работников сельскохозяйственных и промышленных предприятий непосредственно в местах производства. Решение настоятельных и сложных задач совершенствования системы торговли и общественного питания на селе, укрепление ее материально-технической базы требуют не только привлечения средств потребительской кооперации, но и более полного использования в этих целях возможностей сельскохозяйственных и промышленных предприятий и объединений.