Однако РАПО и другие подразделения Госагропрома не охватывают значительную часть предприятий и организаций различных ведомств, имеющихся в районах и областях, и не могут в полном объеме обеспечить и комплексного социально-экономического развития. Да это, строго говоря, и не является функцией производственных объединений Для решения данной задачи необходимы вневедомственные координация и кооперирование ресурсов всех производственно-хозяйственных подразделений данной территории, руководство развитием социальной инфраструктуры из единого территориального центра, создание и усиление материальных стимулов для предприятий, организаций и населения, заинтересовывающих их в осуществлении социальных преобразований. Таким центром управления комплексным социально-экономическим развитием территории по существу призваны быть местные Советы. Инструментом, позволяющим комплексно подходить к решению социально-экономических проблем, могут стать долгосрочные республиканские, региональные, областные, районные программы комплексного социально-экономического развития города и села, в которых бы с учетом местной специфики, остроты разных социальных проблем определялись пропорции в затратах ресурсов на производственные и социальные цели, источники ресурсов и их распределение по отраслям и объектам, перспективы развития и размещения производства и социальной инфраструктуры, развития поселенческой сети и межселенных связей, задачи всех производственно-хозяйственных подразделений по улучшению условий труда и жизни работников, выделялись приоритетные решения и т. д. На базе разработки и реализации таких программ организацию территориального управления социально-экономическими процессами можно будет дополнить планированием и управлением развития крупных регионов.
Город и село имеют свои позитивные особенности в каждой группе условий труда и жизни, позволяющие в той или иной мере компенсировать менее благоприятные стороны условий данной группы. Это относится к сельскохозяйственному и промышленному труду и к сферам культуры, просвещения, здравоохранения и др. Поэтому, определяя приоритетные направления социальных преобразований на селе, следует сконцентрировать внимание на тех мерах, которые уже сейчас или в ближайшей перспективе позволят, возможно, более полно реализовать потенциальные преимущества села во всех сферах жизнедеятельности.
Наконец, социальные компенсации могут использоваться как временная тактическая мера, снимающая остроту ряда социально-экономических проблем на селе. В этом случае они осуществляются предоставлением различного рода льгот и преимуществ в связи с неблагоприятными условиями труда и жизни. Эта форма компенсаций практически существует давно, хотя, вероятно, в настоящее время целесообразно усилить ее воздействие на решение вопросов обеспеченности сельского хозяйства и других сфер села квалифицированными кадрами, для регулирования миграции и решения других, острых социально-экономических проблем.
Развитие системы социальных компенсаций ведет к расширению разнообразия конкретных форм условий труда и жизни в городе и на селе и к более полному использованию специфических особенностей города и села. Но этот процесс означает не сохранение, а преодоление их социально-экономической обособленности друг от друга. Позитивные особенности города и села сохраняются и развиваются в рамках интегрированной системы «город—село» и используются в качестве необходимой предпосылки достижения 1 социально равных условий труда и жизни городского и сельского населения на компенсационной основе. В результате образ жизни городского и сельского населения все в большей мере приобретает общие черты при одновременном возрастающем разнообразии конкретных форм организации жизнедеятельности.