Перед обновляющимся российским обществом в начале третьего тысячелетия на фоне многообразия социально-экономических, демографических, экологических и других задач социальной политики всё отчётливее проявляются проблемы социально-педагогического свойства. Наиболее остро дают о себе знать в сфере социальной работы с семьёй, концентрирующей сегодня на себе многие негативные последствия спонтанного внедрения в стране рыночной экономики.
Исследование показало, что поставленная в начале работы гипотеза подтвердилась. В этих непростых нестабильных условиях издержки в социальной работе с семьёй прямо или косвенно отражаются на жизнедеятельности семьи в качестве разрешения её проблем.
В некоторых регионах России, например, в Тамбовской области выполняется ряд условий, способствующих эффективной поддержке семьи. Такие как:
· Изучение интересов и потребностей детей и взрослых, их трудностей, проблемы семей с различным жизненным укладом;
· Помогают семье адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям;
· Оказание психолого-педагогической, медицинской, бытовой помощи семье.
Говоря о Тамбовской области следует отметить положительную динамику в развитии системы социальных учреждений (см. приложение № 3), следует подчеркнуть, что её настоящие возможности пока не удовлетворяют в полной мере существующие потребности в учреждениях социального обслуживания семьи и детей. Нужен детский дом, центр помощи бывшим воспитанникам детских домов и школ-интернатов, кризисный центр для женщин.
Сложившаяся уже региональная модель социального обслуживания семьи и детей предполагает и оказание помощи семьям и детям центрами социального обслуживания населения. Они созданы во всех городах и районах области для обслуживания граждан пожилого возраста. Но в процессе работы отрабатывается постепенно и работа с семьями, женщинами и детьми. Министерством труда и социального развития Российской Федерации рекомендуется создавать отделения помощи семье и детям, отделения дневного пребывания. Несмотря на то, что у нас в области не открыто ни одного такого отделения, за 1999 год центрами социального обслуживания населения различные виды услуг 14450 семьям с детьми, в том числе горячим питанием обеспечены 2605 человек, продовольственные наборы выданы 3711 лицам, бытовые услуги оказаны 150 обратившимся.
Наиболее острые социальные проблемы семьи выражаются сегодня в резком социально-экономическом расслоении общества, когда на одном полюсе находится 35% бедняков, в том числе 10% выигравших от проводимых преобразований, включая слой 3-5% очень богатых людей [17; 147]; в постоянном дефиците государственного бюджета и невозможности социальной и географической мобильности; в миграции, в том числе и за пределами государства; в ухудшении состояния здоровья населения, в том числе и семьи, демографической ситуации, проявляющейся в естественной убыли населения; в фундаментальных изменениях традиционных ролей членов семьи, особенно женщин; в росте количества неполных семей; в повышении коэффициента иждивенчества; в насилии в семье, социальном сиротстве и во многом другом.
В мировой практике социальной работы в ряду значимых мер повышения эффективности действий специалистов в разрешении многообразных проблем семьи уверенно утверждается социально-педагогическое обеспечение социальной работы с семьёй как самостоятельный вид обеспечивающей деятельности.
Существенные продвижения за последние годы наметились в подготовке специалистов социальных служб по программе базового дополнительного образования. В частности, образовательный процесс социальных ВУЗов всё больше становится практикоориентированным, усиливаются тенденции подготовки функционала, способного гибко реагировать на динамичный характер социальных услуг семье.
Практика становления профессии «социальный работник» показывает, что социально-педагогическое обеспечение существенно влияет на роль и место различных категорий семей в социализации подрастающего поколения, а также на возможности семьи реально использовать накапливающийся научный потенциал для её блага, особенно в жизненно трудных ситуациях.
Сегодня становится очевидным, что эффективность социальной работы с семьёй, нуждающейся в социальной защите и поддержке в обычных и экстремальных условиях жизнедеятельности в значительной мере зависит от уровня её социально-педагогического обеспечения. Признано, что социально-педагогическое обеспечение социальной работы является важным средством социального восстановления (поддержания) социальной активности семьи в условиях коренных социально-экономических преобразований общества.
Таким образом, проблема изучения основ социально-педагогического обеспечения социальной работы с семьёй в интересах повышения эффективности разрешения семейных проблем является в высшей степени актуальный как в теоретическом, так и в практическом плане.
В заключении ещё раз хотелось бы подчеркнуть, что социальная работа ориентированна не только на решение данных проблем семьи, но и на её укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.