Зарождение статистики как науки произошло в Англии во второй половине XVII века. В работах школы так называемых политических арифметиков Джона Граунта и Вильяма Петти впервые было показано, что статистика – не только регистрация сведений. Она позволяет с помощью специальных приемов обработки собранного материала обнаружить важные закономерности и взаимосвязи, позволяющие глубже понять смысл общественных явлений. Лишь с середины XX века акцент в статистике был сделан на хозяйственных, экономических сторонах жизни общества.
Таким образом, статистика в первую очередь социальна по своему происхождению и природе. В центре ее внимания – население, образование, культура и другие общественные явления.
Данные социальной статистики нужны для анализа развития общества, своего рода социальной диагностики, выявления тех тенденций, усиление которых может угрожать жизнедеятельности людей. Сведения социальной статистики необходимы органам государственного управления, призванным обеспечивать безопасность жизни и деятельности людей.
В силу того, что сферы социальной жизни и социальные процессы очень специфичны и не могут быть адекватно отображены с помощью универсальных измерительных и аналитических средств, в статистике используются различные измерительные системы и показатели, которые специализированы для соответствующих социальных структур.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение методологических основ социальной статистики и отдельных ее направлений: статистика политической и общественной жизни, социальной мобильности населения, занятости и безработицы, семей и домохозяйств, моральная и правовая статистика.