Законодательство в области социальной работы с детьми- инвалидами .

Конституция, как основной закон государства, важнейшие законы,

нормативно-правовые акты образуют то правовое пространство , в котором функционирует социальный механизм защиты и поддержки всех слоев населения. Эффективность деятельности этого механизма непосредственно связана с профессиональной деятельностью специалистов

: социальных и медицинских работников, педагогов, дефектологов, психологов и т.д. Поэтому необходима юридическая компетентность всех профессионалов, особенно в области работы с наиболее незащищенными слоями населения, к которым относятся и дети – инвалиды .

В основу законодательства Республики Белорусь в сфере работы с детьми с ограниченными возможностями положены международные документы ООН ,гарантирующие всем категориям населения равные права. Однако, для детей-инвалидов , как и для некоторых других малозащищенных слоев населения,предусматри-вается ряд специфических прав и льгот,учитывающих их особые нужды и положение .

В числе основных международных документов,защищающих и гарантирующих права этой категории детей,можно назвать следующие: “Всеобщая Декларация прав человека”, “Декларация о правах инвалидов”, “Декларация о правах умственно отсталых лиц”, “Конвенция о правах ребенка”,“Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов” .

Для детей–инвалидов, согласно “Конвенции о правах ребенка”,

предусматривается приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности, а так же обеспечивается соответствующая помощь такому ребенку и его семье (статья 23).

На удовлетворение тех же нужд направлен закон “О правах ребенка”

(1993 г.).Он определяет правовой статус этой категории детей,как самостоятельных субъектов,и направлен на обеспечение его физического и нравственного здоровья, формирование национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации. Особое внимание и социальная защита гарантируются детям–инвалидам,с особенностями психофизического развития и оказавшимся в других неблагоприятных ситуациях .

Как и все другие дети , ребенок со специфическими по-требностями имеет право жить и воспитываться в семье , которое закрепляется

Кодексом о браке и семье”.Родители , соответственно , должны принять на себя обязанности по содержанию своего ребенка до 16 лет и далее,если ребенок в этом нуждается. Однако,особое внимание уделяется и людям,воспиты-вающим ребенка–инвалида(его родителям,опекунам). Государством выплачивается пособие по уходу за такими детьми,независящие от дохода семьи. Время ухода за ребенком со специфическими нуждами зачисляется одному из родителей (который осуществляет уход) в стаж работы для получения трудовой пенсии. Матери, воспитывающие ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет,ежемесячно получают оплачиваемый свобод-ный день(Постановление Совета Министров РБ №533 от 27.05.1997г.). Кроме того, родители инвали-дов с детства имеют право на более ранний срок ухода на пенсию ( Закон РБ “О пенсионном обеспечении” ) .

Дети со специфическими потребностями имеют право на получение пенсии,которая зависит от его (ребенка) степени нарушения здоровья.Так, дети-инвалиды первой степени нарушения здоровья имеют право на пенсию в размере 150% от минимального размера пенсии по возрасту,второй степени - 175% , третьей степени - 200% , четвертой степени - 250% [ 19 ] .

Предусматривается для таких детей и бесплатное получение медикоментов, а так же предоставление физкультурно-оздоровительных услуг с их частичной оплатой или бесплатно [ 23 ] .

Важным документом в сфере организации помощи детям с ограниченными способностями являются “Основные направления в государственной семейной политике”

( 1998 г. ) . Одной из ее целей является создание условий для воспитания в семье детей-инвалидов с последующей интеграцией их в общество. Для реализации этой цели предлагаются следующие меры :

- предоставление нуждающимся семьям с детьми дополнительной финансовой и натуральной помощи , услуг ;

- развитие сети дошкольных учреждений различных форм соб-ственности с гибким режимом работы , различного типа и назначения ( в том числе и для детей с особенностями развития );

- предоставление возможностей для обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития в учебно –воспитательных учреждениях общего типа;

- развитие сети специализированных учреждений, предназначенных для содержания детей-инвалидов;

- формирование системного подхода к решению проблем этой категории детей и созданию условий для их реабилитации и интеграции в общество;

Перейти на страницу: 1 2

 

Избранные статьи

Социальные функции семьиСоциальные функции семьи.
Формы семьи варьируются от общества к обществу, от эпохи к эпохе...
Социальные классыСоциальные классы.
Социологи расходятся во взглядах на источники социальной стратификации, но они едины в том, что социальное неравенство является структурным аспектом современной жизни...
Социальная экологияСоциальная экология.
рассматривает соотношение общества с географической, социальной и культурной средами, то есть со средой, окружающей человека...

Конкуренция на рынке труда

Конкуренция на рынке трудаКонкуренция на рынке труда существует в следующих формах: между работодателями, между работниками, между наемными работниками и работодателями ...

Роль государства в регулировании доходов

Роль государства в регулировании доходовРегулирование доходов при всех экономических системах является составной частью социально-экономической политики, направленной на повышение доходов ...

Источники социальной незащищенности

Источники социальной незащищенностиИсточники можно разделить на две группы: абсолютные и относительные. К первой группе относятся те, которые при любой направленности их динамики однозначно влияют на ...

Показатели миграции населения

Показатели миграции населенияРазличают внутреннюю, внешнюю, сезонную и маятниковую миграцию. Для характеристики используются относительные и абсолютные показатели миграции ...