Мастюкова Е .М . и Московина А .Г . характеризуют такого ребенка как боязливого, малоконтактного . Поэтому они предлагают обогащать чувственный и практический опыт этих детей, постепенно включая его в круг здоровых сверстников. В работе с данной категорией детей рекомендуется так же использовать их особую чувствительность к музыке .
4. Онкологические заболевания, к которым относятся злокачественные опухоли 2 и 3 стадии опухолевого процесса после комбинированного или комплексного лечения, включающего радикальную операцию; неподдающиеся лечению злокачественные новообразования глаза , печени и других органов.
В последнее время число онкологически больных детей увеличивается довольно быстро. Для этого существуют различные причины: в нашей республике, например, это связывают с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС; в других странах, напрмер в Королевстве Норвегии , ведущим фактором, по мнению руководителя Радиологического госпиталя профессора Ольснеса С ., является «генетическое накопление дефектов , вызванных многократным перекрестным скрещиванием наследственного материала .»[ 10 , 82 ].
При онкологическом заболевании кризисные ситуации могут возобновляться или прерываться более или менее длительными периодами стабилизации , во время которой производится реабилитация больного . Особенности методов лечения в сочетании с возростными и межличностными особенностями ребенка ведут к возникновению изменений сначала в физическом, а затем и в психическом его состоянии . Так , в результате исследований, проведенных в детском саду №270 г. Минска , было выяснено, что более половины (56 %) родителей отмечают ухудшение характера своих детей в результате болезни, у 62% родителей появились трудности во взаимоотношениях с детьми . У такого ребенка отмечается отгороженность и замкнутость ( 25% ) , а так же раздражительность , агрессия и другие проявления невротического характера ( 56% ) . У таких детей практически нет друзей , кроме таких же больных ребят , как и они . Таким образом , они как бы отгорожены от внешнего мира , что вызывает задержку в развитии социальных навыков , социальную дезадаптацию [ 8 ].
Хотелось бы отметить, что часто злокачественные опухоли приводят к летальному исходу . Это так же вызывает определенные трудности в общении и оказании помощи таким детям . До некоторых пор считалось, что дети, особенно маленькие, не чувствуют приближение смерти, однако, это не так. Исаев Д .Н ., который занимался изучением этой проблемы , подробно описывает чувства и переживания детей в раннем возрасте и отмечает, что очень большое влияние на отношение ребенка к смерти оказывают его близкие , окружение . Безусловно , важна в этот период и помощь специалиста, с которым больной мог бы поделиться своими переживаниями и страхами .
5. Поражения и заболевания органа слуха . По степени снижения слуха различают глухих и слабослышащих . Среди глухих можно выделить так же две группы в зависимости от наличия или отсутствия у них речи . Число детей с этим заболеванием относительно невелико , они составляют около 2% всех детей-инвалидов .
Особенности поведения ребенка с нарушенным слухом разнообразны . Обычно они зависят от причин нарушения . Например , у детей с ранним ограниченным повреждением мозга дефект слуха сочетается с повышенной психической истощаемостью и раздражительностью. Среди глухих встречаются замкнутые , «странные» , как бы «пребывающие в своем мире» дети. У оглохших , наоборот , наблюдается импульсивность , двигательная расторможенность , иногда даже агрессивность [ 17 , 100 ].
6.Хирургические заболевания и анатомические дефекты и деформации .
7. Эндокринные заболевания .
Таким образом
, можно было убедиться , что существует довольно большой перечень заболеваний, приводящих к инвалидности . Эти болезни, несомненно «оставляют свой след» на поведении ребенка , его отношениях с окружающими и в других сферах его жизни, создавая определенные «барьеры» на пути детей-инвалидов и их семей к нормальной жизни , к их интеграции в общество .
В рамках программы «Выход
», осуществляемой Центром реабилитации молодых инвалидов (Next Stop New Life ) , в малых группах проводились дебаты на тему: “Общество и инвалид – несостоявшийся диалог ? “. В ходе дебатов были выделены следующие проблемы / барьеры
, с которыми стал-кивается семья с ребенком –инвалидом и сам ребенок в нашей стране :
- социальная, территориальная и экономическая зависимость инвалидов от родителей и опекунов ;
- при рождении ребенка с особенностями психофизического развития семья либо расподается , либо усиленно опекает ребенка , не давая ему развиваться ;
- ведется слабая профессиональная подготовка таких детей ;
- трудности при передвижении по городу (не предусмотрены условия для передвижения в архитектурных сооружениях, транспорте и т.п.) , что приводит к изоляции инвалида ;
- отсутствие достаточного правового обеспечения (несовер-шенство законодательной базы в отношении детей с огра-ниченными возможностями) ;