Ограниченность финансовых ресурсов повышает значимость выбора экономической политики субъектами Федерации. Вопросы восстановления промышленного потенциала и создания социальных и материальных предпосылок перехода к экономическому росту сегодня решаются с оглядкой на степень их влияния на другие экономические проблемы.
Единая политика доходов защиты социально уязвимой части населения осуществляется за счёт средств бюджетов разного уровня: консолидированного Федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, бюджетов местных администраций и муниципалитетов; внебюджетных государственных фондов социальной поддержки (государственного страхования по безработице, внегосударственного Пенсионного Фонда, Фонда Обязательного медицинского страхования); страховых средств работодателей общественных и частных благотворительных фондов.
Источниками пополнения региональных бюджетов, прежде всего, служит эффективная налоговая политика, контроль над выполнением инвестиционных программ, а также финансовые проверки и аудит хозяйственной деятельности, осуществляемый подразделениями федеральной исполнительной власти в субъектах РФ и региональными комиссиями по ценным бумагам, комитетами по банкротству предприятий и налоговыми инспекциями.
Опыт работы Москвы показывает, что важную роль в пополнении региональных бюджетов играют заказы на продукцию для нужд городских хозяйств и сельского хозяйства, поддерживающие промышленное производство региона и формирующие постоянный источник пополнения бюджета.
В основу регионального регулирования доходов населения положен принцип разграничения полномочий и сфер компетенций между федеральными органами власти и исполнительно-представительными органами федерального управления.
Острым в отношении между двумя уровнями власти является вопрос о бюджетном федерализме, потому что в нём содержится основная часть ресурсных возможностей для обеспечения социальной политики, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Не до конца решённые из-за экономического кризиса, спада производства, законодательной неопределённости вопросы реформирования федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации становятся камнем преткновения в реализации региональной социальной политики доходов. Для преодоления этих разногласий необходимы согласованные и законодательно установленные отношения, определяющие размеры перечислений средств в федеральный бюджет субъектами федераций и размеры трансфертов, дотаций, субсидий, направляемых из него субъектам федерации. Иногда дело доходит до прямых угроз, когда некоторые представители субъектов федераций готовы отказаться от выполнения своих обязательств перед бюджетом Российской Федерации, ссылаясь на то, что центр, в свою очередь, не выполняет своих обязательств перед субъектами федераций. Кроме того, субъекты федераций отрицают возможность участия коммерческих структур в трансфертных платежах.
Необходимость участия субъектов федераций в осуществлении социальной политики доходов и заработной платы, т.е. в перераспределении доходов и регулировании заработной платы, обуславливается высоким уровнем дифференциации в регионах. Средний уровень заработной платы по стране не отражает, естественно, всего многообразия складывающейся ситуации с её уровнем по отдельным территориям субъектов [2, c. 60-61].