Обеспечение занятости на начальном этапе становления рынка.

Самые первые шаги к рыночной экономике ударили еще по одной сфере относительного социального благополучия в прежней системе хозяйствования - по полной занятости.

Проблема эта исключительно сложна уже тем, что затрагивает устои прежней экономической системы, исключавшей безработицу, во всяком случае, не скрытую привлечением избыточных работников. Важно отметить, что безработица, с которой мы начинаем сталкиваться сейчас, связана не с техническим прогрессом или кризисом перепроизводства, как это происходит циклически в рыночной экономике, а с факторами, обусловленными глубокими деформациями в предшествующем развитии народного хозяйства.

Устранение таких деформаций требует форсированного роста производства товаров народного потребления, появления в этой области новых предприятий, фирм. Здесь в связи с высоким спросом (и, значит, высокими ценами) должна больше повышаться и заработная плата.

Поэтому в данной сфере в целом угроза безработицы должна отсутствовать. Предприятия же машиностроения, военно-промышленного комплекса находятся в упадке.

Такое положение образует базу для структурной безработицы, характерной для нашей преобразующейся экономики. И речь здесь, очевидно, идет о процессе не только трудном и болезненном, но и весьма затяжном, поскольку устранение глубоких структурных перекосов в короткие сроки нереально. Впрочем, и это устранение не снимет проблему безработицы полностью. Последняя лишь обретет формы, характерные для зрелой рыночной среды, в которой высвобождение работников происходит прежде всего под воздействием реализуемых предложений научно-технического прогресса и интенсификации производства.

Далее, если на Западе безработица возникает в условиях перепроизводства товаров и относительной узости рынка, результатом чего и является падение спроса на рабочую силу, то в наших условиях ситуация иная. Вообще говоря, не может быть безработицы в том обществе, где пусты полки магазинов: спрос на продукты и товары должен автоматически "всосать" высвобождающихся работников показали неготовность как государственных органов так и самих предприятий к решению проблемы.

Отказ от установки на полную занятость означает потерю важной социальной гарантии со всеми вытекающими отсюда последствиями. Здесь требуется если не полное предотвращение такой потери (это невозможно), то, по крайней мере, ослабление порождаемых ею явлений.

Необходим комплекс мероприятий, упорядочивающих процесс, не дающих безработице стать массовой, позволяющих эффективно вести переквалификацию работников, поддерживать их в период поиска работы, активно создавать новые рабочие места и т.д.

Снижение капитальных вложений в государственном масштабе (а оно неизбежно при "ни проблем финансовой мобилизации и ликвидации дефицитности бюджета) может быть несколько компенсировано энергичной инвестиционной политикой местных, региональных властей.

Сейчас в первую очередь предполагается обеспечить компенсацию потерь в оплате труда. Речь идет прежде всего о пособиях по безработице, выплате подъемных на новом месте жительства, выходных пособий т.п. Вопрос упирается в источники финансирования, в создание особых служб занятости, системы переподготовки кадров, информационных центров, сосредоточивающих данные об излишках рабочей силы и потребности в ней.

В настоящее время предприятия выплачивают часть своих доходов для формирования фонда занятости Эти отчисления, предполагается, будут расходоваться преимущественно на пособий по безработице работникам бюджетных учреждений, на переобучение кадров и содержание служб занятости.

Наиболее перспективной и эффективной представляется система экономических льгот предприятиям, которые сами создадут у себя дополнительные рабочие места и трудоустраивают высвобождающих работников, переобучают их. В награду такие предприятия могут освобождаться от части налогов, получать льготные инвестиции под прирост рабочих мест и другие предпочтения. Если же предприятие (любой формы собственности) выталкивает излишнюю рабочую силу, то сумма ее шести - двенадцатимесячното содержания должна вноситься в муниципальные органы, которые перераспределяют и переподготавливают высвобожденных людей. работодателя полезно ставить перед альтернативой: создавать новые рабочие места на собственном предприятии или оплачивать содержание своих бывших рабочих. Именно такой механизм, кстати, существует в Швеции, где, как и в Японии, безработица заметно меньше, чем в других государствах с развитой рыночной экономикой.

Перейти на страницу: 1 2

 

Избранные статьи

Социальные функции семьиСоциальные функции семьи.
Формы семьи варьируются от общества к обществу, от эпохи к эпохе...
Социальные классыСоциальные классы.
Социологи расходятся во взглядах на источники социальной стратификации, но они едины в том, что социальное неравенство является структурным аспектом современной жизни...
Социальная экологияСоциальная экология.
рассматривает соотношение общества с географической, социальной и культурной средами, то есть со средой, окружающей человека...

Конкуренция на рынке труда

Конкуренция на рынке трудаКонкуренция на рынке труда существует в следующих формах: между работодателями, между работниками, между наемными работниками и работодателями ...

Роль государства в регулировании доходов

Роль государства в регулировании доходовРегулирование доходов при всех экономических системах является составной частью социально-экономической политики, направленной на повышение доходов ...

Источники социальной незащищенности

Источники социальной незащищенностиИсточники можно разделить на две группы: абсолютные и относительные. К первой группе относятся те, которые при любой направленности их динамики однозначно влияют на ...

Показатели миграции населения

Показатели миграции населенияРазличают внутреннюю, внешнюю, сезонную и маятниковую миграцию. Для характеристики используются относительные и абсолютные показатели миграции ...