В обществе образуются следующие организационные формы:
1. Деловые организации – фирмы и учреждения, которые либо возникают сами для коммерческих целей, либо создаются более широкими организационными системами для решения отдельных задач. Членство в них обеспечивает работников средствами к существованию. Основа внутреннего регулирования- административный распорядок, принципы единоначалия, назначения, коммерческой целесообразности.
2. Общественные союзы, массовые организации, цели которых вырабатываются «изнутри» и представляют собой обобщение индивидуальных целей участников. Регулирование обеспечивается совместно принятым уставом, принципом выборности, то есть зависимостью руководства от руководимых.
3. Существуют промежуточные формы организаций,например, кооперативные( сельско- хозяйственные, рыболовецкие колхозы, старательские артели), которые соединяют в себе основные признаки союзов, но выполняют предпринимательские функции.
4. Еще одну организационную форму представляют собой ассоциативные организации – семья, научная школа, неформальная группа.В них заметны некоторая автономия от среды, относительная стабильность состава, иерархия(главенство, лидерство), сравнительно устойчивое распределение участников(по ролям, престижу), принятие общих решений.
Но более важное их отличие от организаций первых двух типов заключается в особенностях целевых свойств: они строятся на взаимном удовлетворении интересов, когда не общая цель является фактором объединения, а цели друг друга, то есть цель одного участника служит средством достижения цели другого.
5. Сходными организационными признаками обладает и такой тип общности как поселение. Первоначально люди селятся вместе, чтобы через соседские связи использовать деятельностные способности друг друга, подчиняясь при этом какой-то целесообразности целого(соблюдая планировку улиц, формы и размеры жилища, структуру специализации), которая в отдельности каждому не нужна.
Деловые организации.Остановлюсь специально на типологии так называемых деловых организаций. К ним относятся частные или государственные фирмы, учебные, лечебные и иные прибыльные и неприбыльные организации. В таких организациях помимо работников есть материально-техническая база, финансовая, документальные системы. Их наличие не зависит от состава и состояния персонала, хотя последний в какой-то мере может влиять на их качественные и количественные параметры.
Эмпирическая типология деловых организаций выделяет среди них два типа: предприятия(занятые в производстве и распределении материальных ценностей и услуг) и учреждения (занятые в сфере умственного труда). К первому типу относятся организации производственные, торговые, обслуживающие, ко второму – образовательные, лечебные, культурные, управленческие, научные и проектные. Проблемная же типология дает иные группировки. С точки зрения проблемы «личность- общество» деловые организации можно разбить на две группы: занятые удовлетворением человеческих потребностей(работают на каждого) и занятые в сфере общественной интеграции(работают на целое). В первую группу попадают организации, которые обеспечивают свою прибыль производством материальных предметов потребления(одежда, питания, жилище, предметный мир), условиями для рекреации(отдых, лечение), поставляют предметыдуховного потребления(идеи, художественные ценности, знания); во вторую – организации, осуществляющие социальный контроль(органы надзора), социальное управление( правительство, местная администрация). Выделяется также промежуточная группа организаций, занятых социализацией( воспитательные, образовательные, информационные учреждения), - она в той или иной степени работает на обе функции(см. схему 2).