Государство как основной субъект социальной работы осуществляет управляющее воздействие на экономику социальной сферы при помощи финансовой политики.
Финансы в социальной работе - важнейшая составная часть всей финансовой системы государства. Это система предоставления, организации и расходования средств в социальной сфере.
Основные функции финансирования следующие: распределительная, стимулирующая, контролирующая.
Их реализация в социальной сфере осуществляется на основе принципов:
1) Принцип использования всех финансово-экономических факторов для повышения уровня социальной защиты и формирования социальных фондов.
2) Принцип социального реагирования предполагает пересмотр социальных нормативов в выделении денежных средств в связи с инфляцией, ростом стоимости жизни, повышением стоимости бюджета прожиточного минимума, изменением уровня занятости трудоспособного населения.
3) Принцип выборочного подхода при определении размеров социальной помощи в зависимости от региона и местных условий.
4) Принцип самостоятельности местных органов власти в накоплении и использовании средств в соответствии с законодательством.
5) Учет государственных минимальных стандартов, в пределах которых должны выделяться средства по основным социальным позициям (уровень жизни, наука, культура, образование, медицина, экология).
6) Преимущество социальной сферы при распределении дополнительных бюджетных доходов.
Финансирование мероприятий по социальной защите населения осуществляется из различных источников:
I. Государственный бюджет, в том числе:
- федеральный бюджет;
- бюджеты субъектов федерации (республик, краев, автономных областей и др.);
- муниципальные бюджеты.
II. Государственные внебюджетные фонды, в том числе:
- пенсионный фонд;
- фонд социального страхования;
- фонд обязательного медицинского страхования;
- фонд занятости;
- республиканский (федеральный) и территориальные фонды социальной поддержки населения.
III. Негосударственные источники финансирования (частные и общественные благотворительные фонды и др.).
Таблица №26
Расходы бюджетной системы РФ на социально-культурные мероприятия*
1998 | 1999 | 2000 | ||||
Млрд. руб. |
В % к ВВП |
Млрд. руб. |
В % к ВВП |
Млрд. руб. |
В % к ВВП | |
Консолидированный бюджет | ||||||
Расходы - всего |
245,7 |
9,0 |
367,0 |
7,7 |
538,4 |
7,6 |
в том числе на: | ||||||
образование |
99,7 |
3,6 |
147,6 |
3,1 |
214,7 |
3,0 |
культуру, искусство кинематографию |
10,4 |
0,4 |
18,0 |
0,4 |
28,5 |
0,4 |
СМИ |
3,0 |
0,1 |
5,3 |
0,1 |
11,9 |
0,2 |
здравоохранение и физическую культуру |
67,4 |
2,5 |
103,7 |
2,2 |
153,4 |
2,2 |
социальную политику |
65,2 |
2,4 |
92,4 |
1,9 |
127,9 |
1,8 |
Федеральный бюджет | ||||||
Расходы - всего |
61,7 |
2,3 |
85,1 |
1,8 |
134,3 |
1,9 |
в том числе на: | ||||||
образование |
14,6 |
0,5 |
20,9 |
0,5 |
38,1 |
0,5 |
культуру, искусство кинематографию |
1,3 |
0,05 |
2,9 |
0,1 |
5,2 |
0,1 |
СМИ |
1,2 |
0,04 |
2,0 |
0,0 |
6,1 |
0,1 |
здравоохранение и физическую культуру |
7,7 |
0,3 |
10,1 |
0,2 |
16,9 |
0,2 |
социальную политику |
36,9 |
1,4 |
49,2 |
1,0 |
68,0 |
1,0 |
Бюджет субъектов РФ | ||||||
Расходы - всего |
184,0 |
6,7 |
281,9 |
5,9 |
402,1 |
5,7 |
в том числе на: | ||||||
образование |
85,1 |
3,1 |
126,7 |
2,6 |
176,6 |
2,5 |
культуру, искусство кинематографию |
9,1 |
0,35 |
15,1 |
0,3 |
23,3 |
0,3 |
СМИ |
1,8 |
0,06 |
3,3 |
0,1 |
5,8 |
0,1 |
здравоохранение и физическую культуру |
59,7 |
2,2 |
93,6 |
2,0 |
136,5 |
2,0 |
социальную политику |
28,3 |
1,0 |
43,2 |
0,9 |
59,9 |
0,8 |