Основные тенденции в динамике уровня и качества жизни населения в России. Общее изменение экономической ситуации в стране с 1991 г привело к существенному снижению уровня жизни ее населения В 1991-1995 г. произошло падение его денежных доходов на 40- 50% чему способствовало раскручивание инфляции (индекс роста цен за эти годы составит 1805, 7). В 1996 г сокращение реальных доходов практически остановилось В-4997г по данным Госкомстата России реальные располагаемые денежные доходы увеличились по сравнению с 1996 г. на 3,5 %.Таким образом после ухудшения большинства основных социальных показателей в 1991-1995 г. наблюдаются стабилизация уровня реальных располагаемых доходов населения в 1996-1997 г. приостановление социального расслоения и некоторое снижение уровня бедности стабилизация потребительских цен и потребительского рынка.
Приоритеты социальной политики в области доходов потребления и качества жизни. Ситуация в сфере потребления и уровня жизни населения определяется взаимодействием двух составляющих: доходов населения (уровень, динамика, дифференциация) и потребительского рынка товаров и услуг (нясыщенность рынка и его обеспеченность, цены и их динамика).
Ситуация в области потребления в 90- е годы в каком-то смысле изменилась на прямо противоположную. Если в доперестроечной экономике основные проблемы были связаны с развитием потребительского рынка (дефицит), то сейчас - сферы доходов (чрезвычайно низкого их среднего уровня и высокой дифференциации) Это определяет основные приоритеты социальной политики в указанной области поддержание и подъем уровня жизни,
- сдерживание инфляции,
- уменьшение дифференциации доходов населения,
- борьба с нищетой, бедностью и малообеспеченностью стимулирование потребительского рынка средних слоев населения,
- обеспечение государственных стандартов качества и безопасности потребительских продуктов и услуг,
-стимулирование развития рынка жилья,
- повышение экономической эффективности бюджетной социальной сферы,
- содействие инновациям в производстве потребительских продуктов и услуг,
- поддержка отечественных товаропроизводителей в области потребительских продуктов и ус туг
Направления и механизмы реализации политики доходов, потребления и качества жизни. Серьезную проблему представляет резкое падение доходов населения. Важнейшей задачей в настоящее время следует считать подъем уровня жизни россиян на основе проведения политики, направленной на рост доходов, то есть программы долговременного экономического роста и инвестиций, стабилизации кредитно- денежной системы, занятости и создания рабочих мест.
Необходима разработка специальной программы мер, направленных на сокращение дифференциации доходов. Здесь не последнюю роль должна сыграть налоговая политика. Нужно изменить шкалу налогообложения с тем, чтобы основное налоговое бремя несли состоятельные слои населения (некоторые шаги в этом направлении сделаны в текущем году). Было бы целесообразно освободить от налогов доходы ниже прожиточного минимума и при налогообложении принимать во внимание среднедушевой доход семьи (исключение из налогооблагаемой базы нескольких минимальных ставок оплаты труда в зависимости от количества иждивенцев пока не оказывает существенного влияния на величину располагаемых доходов населения из за низкой ее величины).
Специальная программа должна быть разработана для борьбы с бедностью. Так, несмотря на уменьшение доли тех, кто находится ниже черты бедности, часть семей (особенно многодетных) живет в условиях застойной бедности и нищеты, а потребление ими продуктов питания находится ниже физиологического минимума. Необходимо становление официального статуса бедной семьи с тем, чтобы многие виды социальных пособий стали исключительно адресными - это касается в первую очередь пособии на детей и дотаций на жилищно-коммунальные услуги.
Важно также сохранять бесплатную (или страховую) систему медицинского обслуживания и образования хотя бы при минимально гарантированных нормах. Должна быть развита сеть социальных учреждений, обслуживающих нищих и бездомных граждан (ночлежки, столовые, поликлиники).
Главной проблемой социальной политики, направленной на снижение уровня бедности, является повышение ее эффективности. По оценкам МОТ, лишь около 1 /5 суммарных социальных трансфертов в России поступает семьям, находящимся за чертой бедности.