Проблемы занятости населения

В сложившейся ситуации рост безработицы, являющейся фактором углубления бедности и социальной нестабильности в обществе, превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной стабильности. С одной стороны, су­жение источников дохода семей при росте безработицы, вызывая дег­радацию потребления, не может не стать фактором обнищания населе­ния и ограничения спроса на товары и услуги, а стало быть, и тормо­жения экономического роста, сокращения налоговой базы формиро­вания бюджета и возможностей реализации социальных программ. С другой стороны, повышение уровня безработицы ведет к росту пре­ступности и числа самоубийств. В среднесрочной программе правительства в связи с ограничен­ностью финансовых возможностей государства особая роль в нейтрализа­ции социальных последствий безработицы отводится расширению заня­тости в негосударственном секторе и созданию для него благоприятных условий для привлечения инвестиций и аккумуляции средств населе­ния на инвестиционные нужды этого сектора. В данной связи главным приоритетом экономической политики государства в части содействия занятости населения в настоящее время становится обеспечение скоординированного функционирования рынка труда и капитала, отлаживание механизма государственного регулирования процессов форми­рования и движения инвестиций по территории России, использова­ния корпоративного и частного капитала с учетом интересов занятости. Особенно актуальной является ориентация государственной фи­нансово-кредитной и налоговой политики на обеспечение наиболь­шей экономической привлекательности вложений отечественных и зарубежных инвесторов в экономику регионов с профессионально подготовленной рабочей силой, обескровленных длительной безрабо­тицей, на структурную перестройку промышленности и повышение конкурентоспособности ее продукции, на содействие развитию в регионах малых и средних предприятий производственного профиля.

Основным принципом корректировки и настройки механизма ско­ординированного функционирования рынков труда и капитала является его соответствие критериям реализации приоритетности национально- государственных интересов, а также интересов регионов в обеспечении занятости на уровне, достаточном для поддержания воспроиз­водства населения в рамках минимальных государственных социальных стандартов потребления материальных благ и услуг в области образо­вания, полноценной профподготовки и переобучения, охраны здоровья в объемах, гарантированных Конституцией и законами РФ.

К числу важнейших принципов, которые должны учитываться в ходе корректировки политики занятости на всех уровнях ее реализа­ции с учетом ориентации России на модель социальной рыночной эко­номики, относятся сохранение активной роли государства в создании условий для реализации свободы выбора рода занятий, содействии пред­принимательству и развитию самодеятельности населения, решении проблем открытой и скрытой безработицы, обеспечении экономической безопасности граждан (наемных работников и предпринимателей), а также формирование законодательной и институциональной базы взаи­модействия интересов труда и капитала под контролем государства.

Особенности государственной политики занятости. Политика занятости - органическая часть экономической политики. Она не может осуществляться изолированно в отрыве от структурной и инвестици­онной политики, политики доходов, кадровой политики и политики в области трудовых отношений, которые и определяют в конечном счете характер модели рыночной экономики. Вместе с тем политика занятости должна активно влиять на выбор курса социально-эконо­мических преобразований.

Основное направление корректировки социально-экономической стратегии реформ состоит в ее переориентации с изыскания источ­ников финансовых средств для социальной помощи малообеспечен­ным (такой подход предполагает неизбежность роста безработицы), на активную политику обеспечения занятости населения, поддержки создания; сохранения рабочих мест в количестве, достаточном для снятия угрозы массовой деградации населения. Политика занятости как важнейшая составляющая социальной политики должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих формированию условий для более полного использования потенциала трудовой и деловой активности граждан, противодейству­ющих обеднению населения и массовой безработице, стимулирующих продуктивное поведение личности в конкурентной рыночной среде. В программе социально-экономического развития страны на средне­срочную перспективу необходимо предусмотреть меры по обеспече­нию эффективной занятости, несовместимой с практикой избыточного резервирования рабочей силы на предприятиях и разрастанием скры­той безработицы. Эти проблемы должны решаться параллельно - на макро-, мезо- и микроуровнях.

Перейти на страницу: 1 2 3

 

Избранные статьи

Социальные функции семьиСоциальные функции семьи.
Формы семьи варьируются от общества к обществу, от эпохи к эпохе...
Социальные классыСоциальные классы.
Социологи расходятся во взглядах на источники социальной стратификации, но они едины в том, что социальное неравенство является структурным аспектом современной жизни...
Социальная экологияСоциальная экология.
рассматривает соотношение общества с географической, социальной и культурной средами, то есть со средой, окружающей человека...

Конкуренция на рынке труда

Конкуренция на рынке трудаКонкуренция на рынке труда существует в следующих формах: между работодателями, между работниками, между наемными работниками и работодателями ...

Роль государства в регулировании доходов

Роль государства в регулировании доходовРегулирование доходов при всех экономических системах является составной частью социально-экономической политики, направленной на повышение доходов ...

Источники социальной незащищенности

Источники социальной незащищенностиИсточники можно разделить на две группы: абсолютные и относительные. К первой группе относятся те, которые при любой направленности их динамики однозначно влияют на ...

Показатели миграции населения

Показатели миграции населенияРазличают внутреннюю, внешнюю, сезонную и маятниковую миграцию. Для характеристики используются относительные и абсолютные показатели миграции ...