Основными целями государственной политики являются прекращение развала этих отраслей, стабилизация положения, создание условий для возрождения и развития их на качественно новой основе. Все это позволит обеспечить населению конституционные гарантии бес платного образования и здравоохранения (без снижения их качества) и расширить социальную базу реформ.
К приоритетам текущей политики в образовании относятся развитие дошкольных учреждений, средней школы, системы переподготовки кадров, отработка системы потребностей в услугах высшего образования на текущий период и перспективу. В здравоохранении -это скорая и неотложная помощь, охрана здоровья матери и ребенка, контроль над инфекционными и социально опасными болезнями обеспечение лекарствами.
Среди приоритетов средне- и долгосрочного характера следует назвать наукоемкие варианты развития фармацевтической промышленности, производства техники для образования и здравоохранения, массового внедрения в эти отрасли информационных систем. Важно усилить активизацию инвестиционной деятельности, массовое переобучение занятых и поддержку научных кадров.
Следует добиться четкого разграничения основных функций, прав и ответственности между Федерацией и регионами в восстановлении и развитии социальных отраслей. Очевидно, государство должно четко обозначить свои функции и рассматривать их выполнение в качестве первоочередных задач. К ним относятся: обеспечение основных гарантий; разработка и соблюдение единых социальных стандартов в охране здоровья и развитии образования (с учетом мировых стандартов); формирование правовой базы, обеспечивающей доступность населения к социальным благам; разработка концепции целевых программ. Кроме того, государство должно создать эффективную систему контроля и социального мониторинга.
Наконец, важен поиск механизмов, позволяющих совместить социальную защиту с повышением экономической эффективности образования и здравоохранения. Речь идет не только о структурной перестройке отраслей и улучшении использования ресурсов. Как отмечалось выше, коммерциализация услуг нарастает, приняла неуправляемый характер, а социальные гарантии превращаются в простую декларацию. Невнимание государства к проблемам коммерциализации и приватизации в социальной сфере грозит ее полным демонтажем. Ключевое значение для образования и здравоохранения имеет стабилизация государственного финансирования. Для этого потребуется:
- признать государственное финансирование основным источником подъема данных отраслей, реализовать предложения о фиксированной доле ВВП на их финансирование,
- обеспечить постепенный переход образования и здравоохранения на нормативное финансирование, что потребует не только раз работки соответствующих государственных стандартов, но и типологизации регионов по финансовому состоянию,
- создать правовые и организационные условия для эффективной реализации многоканального механизма финансирования за счет как бюджетов разных уровней, так и средств, поступающих от юридических и физических лиц,
- совместить во времени процессы перемещения социальных функций в регионы и их финансовое обеспечение. Ввести систему административной и финансовой ответственности правительства за нарушение синхронности этих процессов. Четко обозначить систему финансовой поддержки регионов исходя из их типологизации по критерию состояния социальной инфраструктуры,
- поставить под контроль целевое расходование средств из внебюджетного фонда медицинского страхования и обеспечить посте ценность перехода от бюджетной к бюджетно-страховой медицине с учетом экономической ситуации в регионах. Отразить сложившуюся региональную дифференциацию моделей финансирования здравоохранения в нормативных документах,
- ввести максимальные налоговые и кредитные льготы для социальных инвестиций, повысить заинтересованность в мобилизации внебюджетных средств.
Возрождение образования и здравоохранения - это процесс восстановления национального достояния. Оно должно носить общенародный, общегосударственный характер и ориентироваться на весомые источники обеспечения успеха реформ.