Социальная база рыночных реформ и проблемы ее расширения

Решение вопроса об альтернативном наращивании накопленно­го потенциала зависит от стратегии долговременного развития эконо­мики, от того, какая экономическая модель будет реализовываться. Речь идет о принципиальной ориентации экономики на повышение каче­ства жизни широких слоев населения, а не о частичных уступках со стороны элиты, временно снижающих недовольство населения.

Качество жизни является важнейшим фактором формирования человеческого капитала как источника экономического роста и мощ­ным фактором воздействия на состояние экономики. Сейчас этот фак­тор оказывает негативное воздействие на экономику. Тому есть немало причин. Низкие доходы, отсутствие экономически справедливой цены труда, слабая социальная защита, отсутствие социальной поддержки экономически активного населения, низкая продолжительность жизни, отсутствие гарантий в сферах образования, охраны здоровья, снижение уровня культуры дестабилизируют социально-экономическую ситуацию.

Антагонистический потенциал. Трансформация российской эко­номики - процесс сложный и длительный, сопряженный с возмож­ной утратой социальной стабильности. Кроме того, в нашей стране он существенно осложняется некоторыми особенностями, отличающими его от условий проведения рыночных и демократических реформ в бывших социалистических странах Европы. Прежде всего это связано с различными уровнями социально-культурного и экономического развития регионов. Даже в крупных городах не завершена интегра­ция значительной массы населения в современную городскую среду. Преобразования в России требуют более крутой ломки установок, которые длительное время насаждались в стране.

Процесс преобразований осложняется также накоплением разо­чарований, когда ожидания людей, связанные с улучшением условий жизни, оказываются нереализованными. В этом смысле можно гово­рить об антагонистическом потенциале развития, способном привести к регрессивным и даже катастрофическим последствиям. Вызвано это ростом социальной напряженности в силу таких явлений, как:

- кризис ценностных ориентации и мировоззренческих устано­вок и мотиваций;

- отсутствие в обществе правил и норм деловой этики, отвечаю­щих новым условиям;

- негативное влияние на хозяйственную практику старых норм

и представлений;

- несовершенство и противоречивость законодательно-правовой

базы и частая смена "правил игры",

- появление негативных форм адаптации различных групп насе­ления к новым условиям (рост преступности, уход от налогов и др.),

- неясность и неопределенность целей реформ и правил приня­тия политических решений;

- нечеткость в разграничении компетенции, прав и ответственно­сти между властными структурами и общественными институтами. Очевидно, политики, принимающие решения в переходный период, отягощенный кризисным состоянием экономики и социаль­ной сферы, должны отслеживать взаимосвязи между масштабами и скоростью преобразований и возникновением опасных тенденций, угрожающих социальной стабильности и безопасности страны в целом. Речь идет и предельном уровне напряженности в обществе, связанном с реформами, за гранью которого возникает угроза соци­альной дестабилизации.

В распоряжении правительства должен находиться инструмен­тарий мониторинга и анализа последствий принимаемых решений. При разработке стратегии реформ необходимо предусматривать предва­рительную оценку социальных последствий тех или иных решений, их корректировку и систему мер по смягчению и компенсации нега­тивных последствий. Решение таких задач требует нового подхода к управлению социально-экономическими процессами, при котором учитываются неопределенность результатов принимаемых хозяйствен­ных решений, неизбежные факторы риска.

Использование концепции риска для обеспечения социальной поддержки реформ предполагает предвидение возможных критичес­ких ситуаций, оценку потерь (ущерба) для населения с определением их качества и количества в зависимости от масштабов (локальные, в пределах отдельных групп населения, общенациональные) и спосо­бов их возмещения (компенсируемые, некомпенсируемые)

Условия мобилизации социальных факторов. Для приведения в действие социальных факторов, получения от них максимальной от­дачи необходимо соблюдать ряд условий, которые также должны вклю­чаться в социальную базу реформ. Речь идет прежде всего о развитии законодательной базы и принятии эффективных механизмов испол­нения законов. На правовой основе следует формировать главную со­циальную базу реформ (средний класс). Кроме того, требуется разработка механизмов, обеспечивающих разрешение социальных противо­речий, поддержание социально-экономической безопасности, полити­ческую стабильность и правовую защиту личности, социальную ориен­тацию хозяйственной деятельности.

Перейти на страницу: 1 2 3

 

Избранные статьи

Социальные функции семьиСоциальные функции семьи.
Формы семьи варьируются от общества к обществу, от эпохи к эпохе...
Социальные классыСоциальные классы.
Социологи расходятся во взглядах на источники социальной стратификации, но они едины в том, что социальное неравенство является структурным аспектом современной жизни...
Социальная экологияСоциальная экология.
рассматривает соотношение общества с географической, социальной и культурной средами, то есть со средой, окружающей человека...

Конкуренция на рынке труда

Конкуренция на рынке трудаКонкуренция на рынке труда существует в следующих формах: между работодателями, между работниками, между наемными работниками и работодателями ...

Роль государства в регулировании доходов

Роль государства в регулировании доходовРегулирование доходов при всех экономических системах является составной частью социально-экономической политики, направленной на повышение доходов ...

Источники социальной незащищенности

Источники социальной незащищенностиИсточники можно разделить на две группы: абсолютные и относительные. К первой группе относятся те, которые при любой направленности их динамики однозначно влияют на ...

Показатели миграции населения

Показатели миграции населенияРазличают внутреннюю, внешнюю, сезонную и маятниковую миграцию. Для характеристики используются относительные и абсолютные показатели миграции ...