Ретроспективный взгляд на семью и брак

Супружеству и семье посвящены тысячи книг и научных исследований. Ещё античные мыслители уделяли внимание этой проблеме. Платон считал, женщины должны обучаться тем же искусствам, что и мужчины, так же, как и они, овладевать важными навыками. У него мы находим вполне конкретные рекомендации, как обеспечить здоровое потомство. По его мнению самых здоровых детей рожают женщины в возрасте от 20 до 40 лет от мужчин не старше 55лет. Платон требовал, чтоб каждый мужчина вступил в брак до 35 лет, уклоняющийся от этого должны подвергаться штрафу. Хорошо, когда супруги различны по темпераменту, это обеспечивает уравновешенное потомство. Недопустимо, подчеркивал Платон, зачатие в состоянии опьянения, это чревато тяжёлыми последствиями для будущих детей.

Примерно до середины двадцатого века в мышлении людей господствовали религиоз- но-догматические воззрения на брак и семью. Семья рассматривалась как нечто неизменное.

Началом исторического подхода к семье можно считать работу швейцарского историка И.Бахофена

(1815-1887) “Материнское право” (1861). В ней он высказал предположение, что для ранних ступеней развития общества была характерна полная неупорядоченность половых отношений. В дальнейшем развитии общества господствуящая роль принадлежала женщине. Позднее утвердилось господство мужчин. Следы того первобытного периода, когда господствовала групповая семья и неизвестно было, кто является отцом ребёнка, Бахофен видел в религиозной проституции, в праве первой ночи.

Большой резонанс, особенно в Англии, получили труды шотландского учёного

Дж.Ф.Мак-Леннана

(1827-1881). Он называет три формы брака : многоженство, многомужество и моногамию. По его мнению, дикари убивали новорождённых девочек, из-за чего в каждом племени был избыток мужчин, а женщины имели несколько мужей, т.е. возникло многомужество.

С критикой нового учения выступил английский юрист и историк Г.Мэн,

который отрицал существование матриархата в развитии общества.

Иные взгляды на развитии семьи высказывал американский исследователь Л.Морган

. Он исследовал развитие семьи более чем 200 общественных групп. В ис-тории человечества Морган выделил три эпохи : дикость, варварство и цивилизацию. Согласно Моргану, семья прошла следующие этапы : кровнородственная, пуналуальная, полигамия и моногамия.

Пунуальную семью( групповой брак, охватывающих братьев с их женами или группу сестёр с их мужами ) Морган наблюдал в индейских племенах Северной Америки. Морган пришел к выводу, что эндогамия и экзогамия не противоположны друг другу. Он полагал, что, хотя род был экзогамным, племя, включающее в себя роды, было эндогамным. Существование экзогамных племён доказать не удалось.

Подлинно научные воззрения на семью обосновал Ф.Энгельс

. В своём труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства» он анализирует семью в её историческом развитии. Первоначально это была кровнородственная семья, когда брачные группы были разделены по поколениям, так что половая связь между родителями и детьми была исключена. На смену ей пришла пунуальная семья, в которой исключалась половая связь между братьями и сёстрами, а ещё позднее возникла парная семья, в которой от женщины, живущей с мужем, требуется строжайшая супружеская верность.

По мнению Энгельса, развитие семьи в первобытную эпоху состоит в непрерывном сужении круга лиц, из которых состоит брачный союз. В отличии от прежних форм семьи, когда у мужчин не было недостатка в женщинах, теперь женщины стали редки, и их приходилось искать. Последней формой семьи, возникшей на пороге ци- вилизации, явилась моногамия. Господином в ней стал мужчина-отец, заинтересованный в том, чтобы удержать собственность в руках кровных наследни- ков. Состав семьи значительно ограничивается, верность обязана соблюдать лишь женщина.

Совсем иных взглядов на историю древних людей и их семейно-брачную жизнь при-держивался финский социолог Э.Вестермак

(1862-1939). Он считал, что ни в первобытном обществе, ни тем более в позднейшие времена брачным отношениям не был свойствен промискуитет. Он отстаивал мнение, что человеку по самой его природе всегда был свойственно стремление к моногамии.

Что же касается некоторых обычаев, в которых усматриваются пережитки группового брака, то причина их, полагал Вестермарк, в другом. Так право первой ночи не уходит своими корнями в промискуитет, а возникло на почве предрассудка, согласно которому гименальная кровь оскверняет жениха, но этому осквернению не подвержены король, священник. В некоторых обществах господствовало убеждение, что священник, осуществляя право первой ночи, тем самым освящал супружество.

Перейти на страницу: 1 2

 

Избранные статьи

Социальные функции семьиСоциальные функции семьи.
Формы семьи варьируются от общества к обществу, от эпохи к эпохе...
Социальные классыСоциальные классы.
Социологи расходятся во взглядах на источники социальной стратификации, но они едины в том, что социальное неравенство является структурным аспектом современной жизни...
Социальная экологияСоциальная экология.
рассматривает соотношение общества с географической, социальной и культурной средами, то есть со средой, окружающей человека...

Конкуренция на рынке труда

Конкуренция на рынке трудаКонкуренция на рынке труда существует в следующих формах: между работодателями, между работниками, между наемными работниками и работодателями ...

Роль государства в регулировании доходов

Роль государства в регулировании доходовРегулирование доходов при всех экономических системах является составной частью социально-экономической политики, направленной на повышение доходов ...

Источники социальной незащищенности

Источники социальной незащищенностиИсточники можно разделить на две группы: абсолютные и относительные. К первой группе относятся те, которые при любой направленности их динамики однозначно влияют на ...

Показатели миграции населения

Показатели миграции населенияРазличают внутреннюю, внешнюю, сезонную и маятниковую миграцию. Для характеристики используются относительные и абсолютные показатели миграции ...