Значимость менеджмента наиболее очевидна на примере телевидения. Ведь, как известно, главное преимущество телевидения состоит в том, что оно является незаменимым средством общения для миллионов семей; почти каждый, независимо от своего социально-экономического статуса, регулярно смотрит некоторые телевизионные программы.
Эту структуру можно проиллюстрировать на примере телевизионной станции, действующей на крупном рынке. Главное лицо такой станции - генеральный менеджер. Он ответственен за деятельность станции в целом, но больше связан с долгосрочным планированием, обеспечением программ безопасности и защиты от конкуренции, а обеспечением прибыли для акционеров. Другая область компетенции генерального менеджера - это общественное положение станции, ее участие в различных социальных процессах (акты благотворительности, телемарафоны и т.д.). Этот акцент позволяет создать благоприятное единство телекомпании с ее зрителями, а также дает возможность сблизить звезд эфира с обычными людьми, что повышает рейтинг доверия.
Если директор новостей отвечает за все новостное и общественно-значимое вещание, то директор программ занят отбором и показом развлекательных программ. Отбор развлекательных программ - сложное дело, поскольку конкурирующие станции также ищут популярные, притягивающие зрителей передачи, стараясь транслировать их в то же самое время. Эта статья более подробна.
Эта классическая структура еще не нашла полного понимания в России, как и смысл термина менеджмента и всей области, которую он обозначает. Многие соотносят понятие менеджмента с чисто административным управлением творческим процессом подготовки материалов газеты и выпуска ее номеров, принципы которого были в силе до недавнего времени. Другие очень узко понимают менеджмент как сугубо экономическую сторону деятельности СМИ, способ, которым пользуется редактор, когда ему нужно что-то сделать с нераскупленным тиражом. Одни пытаются бездумно скопировать зарубежный опыт, другие, ссылаясь на национальную специфику, отрицают его вовсе.
В связи с этим необходимо четко выделить понятие менеджмента маркетинга, о котором мы говорили как о подразделении менеджмента и который определяется как анализ, планирование, осуществление и контроль деятельности по созданию и обеспечения выгодных обменов с "целевыми" покупателями для выполнения стоящих перед организацией задач. В число сотрудников отдела маркетинга входят менеджеры по сбыту (продажам), "коммивояжеры" (коммерческие агенты отделов сбыта рекламы), руководители рекламных агентств, рекламные агенты, аналитики рынка, менеджеры по производству, специалисты по ценообразованию.
Все эти результаты заставляют телевизионных менеджеров задуматься над вопросами: какова же истинная ценность и значимость традиционной системы рейтингов в данной ситуации высокой мобильности зрителей; что нужно делать рекламным агентствам, творческим телевизионным группам, чтобы сохранить зрителя с учетом грейзинга, заппинга и зиппинга; как вещательным компаниям сохранить лояльность по отношению к зрителям.
Сегодня ведущие менеджеры на телевидении считают, что новая реальность заставляет менеджеров отделов, особенно директоров новостного вещания увеличивать эффективность управления. В прошлом возможно было скрывать недостатки работы новостных отделов за счет высокой прибыльности телевидения в целом. Теперь прибыльность снизилась, и скрыть плохую организацию редакции новостей не удается. Сегодня выживают те директора новостей, которые могут делать качественные новости для зрителей, затрачивая меньше людских ресурсов. Первым шагом на пути к выживанию для руководителей отдела новостей на телевидении может стать тщательная оценка бюджета своего отдела.
Сейчас существует много текущих краткосрочных и долгосрочных проблем, с которыми сталкивается телевизионная индустрия на всех уровнях. Увеличившаяся конкуренция между различными типами СМИ, появление более качественных телевизионных (телевидение высокого разрешения, прямая спутниковая трансляция, интерактивное телевидение) и электронных СМИ, а также растущая популярность видео резко поменяли телевизионные пристрастия зрителей. Чтобы выжить, телевизионные менеджеры должны четко представлять препятствия, отделяющие их от массовой аудитории, и иметь информацию о том, как эти препятствия трансформируются в будущем. В одиночку менеджер на телевидении не может быть в курсе всех процессов, происходящих в этой отрасли. Пришло время для коллективной выработки решений и привлечения экспертов столь широкого профиля, сколь это возможно, чтобы обладать всей полнотой информации. Иначе управление телевизионным бизнесом становится слишком рискованным.