Статистика дошкольного воспитания собирает данные, характеризующие численность детей, посещающих постоянные детские дошкольные учреждения (ДДУ). На конец 1993 г. 78 тыс. ДДУ посещало 6,8 млн. детей. Собираются данные о числе детских дошкольных учреждений, численности воспитателей и заведующих, форде оплаты труда и сумме оплаты родителям услуг по содержанию детей в этих учреждениях.
На основе собранной информации в органах статистики рассчитывается показатель «обеспеченность детей в возрасте от 1 до 6 лет включительно постоянными детскими дошкольными учреждениями» (ОДУ):
ОДУ = |
Численность детей в возрасте от 1 до 6 лет в постоянных детских учреждениях | |
Численность детей в возрасте от 1 до 6 лет -включительно |
Численность учащихся общеобразовательных школ в возрасте 6 лет |
Для выяснения отношений между численностью детей, посещающих постоянные детские дошкольные учреждения, и числом мест в них используются следующие два показателя:
Численность детей в возрасте 1-6 лет, = приходящихся на 100 мест в постоянных ДДУ |
Численность детей в возрасте от 1 до 6 лет, посещающих ДДУ |
Число мест в постоянных ДДУ |
И
Обеспеченность детей в возрасте 1-6 лет местами в = постоянных ДДУ |
Число мест в постоянных ДДУ |
Численность детей в возрасте 1-6 лет, посещающих постоянные ДДУ |
В настоящее время в России сокращается численность детей в возрасте от 1 до 6 лет, посещающих постоянные детские дошкольные учреждения (на 25% за 1990-1993 гг.), что связано с резким уменьшением численности родившихся. Сокращаются число таких учреждений (на 11%) и количество мест в них (на 22%). Это может повлиять на обеспеченность детей сетью учреждений дошкольного воспитания. Возможны три варианта изменений показателя обеспеченности детей постоянными ДДУ: первый – показатель ОДУ не изменится; второй – показатель снизится, т.е. доступность сети дошкольного воспитания для населения уменьшится; третий – обеспеченность детей постоянными ДДУ возрастет, при этом доступность учреждений практически не изменится, но сократится их размер.
Рассмотрим фактическое изменение общероссийских показателей развития сети учреждений дошкольного воспитания.
Таблица 5: Динамика показателей учреждений дошкольного воспитания
Период |
Темпы прироста в % к предшествующему году | ||||
Количество постоянных ДДУ |
В них число мест |
Численность детей в постоянных ДДУ |
ОДУ |
Обеспеченность детей местами в постоянных ДДУ | |
1990-1991 1991-1992 1992-1993 |
- 0,4 - 6,4 - 4,5 |
- 6,8 - 14,2 - 3,0 |
- 6,4 - 14,2 - 6,5 |
- 3,8 - 11,1 + 1,1 |
- 0,5 0 + 3,8 |
Если в 1991-1992 гг. наблюдалась негативная тенденция развития дошкольного образования, то в 1991-1993 гг. темпы сокращения числа детских дошкольных учреждений, количества мест в них и детей, их посещающих, замедлились, а обеспеченность детей постоянными детскими дошкольными учреждениями и местами в них начала расти. Вместе с тем наметилась тенденция опережения темпов уменьшения количества ДДУ по сравнению с темпами спада числа мест в них, что может привести к сокращению доступности сети дошкольного воспитания на территории России и укрупнению имеющихся учреждений.